Наверное, многие ковровчане ещё помнят те времена, когда в местных магазинах было хоть шаром покати, кроме молока и хлеба на прилавках восседали разве что «ёжики», слепленные из кулинарного жира и спичек. За самым необходимым приходилось ездить в столицу, и вот там в изобилии водились и яйца, и сливочное масло, и колбасы – и многие были производства как ковровского, так и других провинциальных городов.
Москвичи недовольно фыркали на «мешочников», приехавших, по сути, за своими же продуктами. Казалось бы, времена изменились: теперь и у нас можно найти любые деликатесы. Ну, а в столицу и область теперь напрямую утекают деньги, заработанные городами-донорами, и те милостиво решают, какую их часть можно отдать назад, а на какую «поднимать» отстающих.
Ковров в этом плане не исключение – каждый год ковровская администрация и горсовет бомбардировали письмами губернаторов, от Виноградова до Сипягина, с просьбами оставлять городу побольше собранных налогов. С аргументами и цифрами региональные власти соглашались, а с просьбами – нет. Мол, другие города и посёлки, где промышленность на нуле, без дополнительных вливаний (читай – денег городов-доноров) просто вымрут.
Полномочия дали, а денег – забыли
И вот, казалось бы, лёд тронулся. С 1 января 2020 года в бюджетах муниципалитетов, в том числе Коврова, отныне будет оставаться 10% сборов по упрощенной системе налогообложения и 50% транспортного налога (ранее оба платежа полностью зачислялись в областной дорожный фонд), а также 100% сборов за негативное воздействие на окружающую среду (было 55%).
О том, как удалось добиться такого результата и что он будет значить для Коврова, мы спросили депутата ЗС Елену Лаврищеву. Именно она год назад выступила одним из инициаторов создания рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений.
– В группу входили не только депутаты, но и представители финансового блока обладминистрации и муниципальных образований. Работа шла в двух направлениях. Первое (им занималась подгруппа, которую я возглавляла) – анализ полномочий муниципальных образований за последние пять лет. Второе – определение, какие налоги и сборы можно передать в местные бюджеты.
Цифры и факты подтверждают, что с 2015 по 2019 годы у городских округов (к этой группе относится Ковров) выросло число полномочий и обязательств. При этом налоговые доходы выросли лишь на 2-5%, а неналоговые – упали на 25-45%. Это логично: муниципалитеты распродали почти всю ликвидную недвижимость и земельные участки, так что этот источник пополнения бюджета иссяк.
Одновременно появились новые полномочия: обеспечение должного уровня заработной платы в рамках майских указов президента, питания детей в детских садах, антитеррористической защищённости школ и других образовательных учреждений, осуществление муниципального лесного контроля, создание условий для деятельности народных дружин, мероприятия по безопасности людей на водных объектах и многое другое. В результате за пять лет темпы роста расходов у всех городских округов опередили доходы на 2-3%. Если взять бюджет Коврова – 2 млрд – получается немалая сумма, и её надо возмещать.
Промежуточный результат
– Конечно, область выделяет субсидии, субвенции, но их не хватает для выполнения всех полномочий. И чтобы сделать денежный трансфер более прозрачным и чтобы муниципалитеты лучше понимали, какими средствами они смогут распоряжаться, и было решено оставлять территориям больше налогов.
Пока сделан только первый шаг. 10% «упрощёнки» (это 37 млн руб. дополнительно в бюджет Коврова) станут компенсацией единого налога на вменённый доход: он пока поступает в местные бюджеты, но уже динамично снижается с 20 до 40%, а с 2021 года его вовсе отменят.
50% транспортного налога – это 66 млн руб. В принципе, почти столько же, сколько нам ежегодно выделяла на дороги область в качестве субсидий. Но теперь мы не будем зависеть от субъективного подхода при распределении средств, ждать – а сколько в новом году выделят? Но есть другие подводные камни: эту сумму надо собирать самим; знаю, что по транспортному налогу есть недоимки, жители его платят неохотно. И то, что мы не сможем собрать, нам уже никто не возместит. Так же, как и доход по «упрощёнке». Так что работа тут предстоит большая.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду составит около 1,5 млн – было 800 тыс. Сумма для бюджета не очень значительная, но и она лишней не будет.
Да, это определённый сдвиг, но, честно скажу, эйфории нет. На нормальный дорожный ремонт, например, средств транспортного налога всё равно мало. Глава города сказал, что есть надежда на вхождение Коврова в нацпроекты и федеральные проекты по ремонту дорог. Сейчас идёт процесс согласования, и если всё сложится, то некоторые городские проблемы мы сможем решить.
То, чего нам удалось добиться – промежуточный вариант. Наша группа продолжит работу; хотим на следующем этапе «побороться» за НДФЛ. Он составляет наибольшую долю всех собственных доходов ковровского бюджета: 600 млн из 1 млрд. При этом сейчас на местах остаётся лишь 20% перечислений от НДФЛ (раньше было 40%, потом 30%). Ждём изменений в Налоговом кодексе, чтобы вернуться к этому вопросу в согласовании с федеральным законодательством.
Из кармана в карман?
– Не уменьшатся ли на сумму переданных налогов субсидии областного бюджета?
– Опасения такие у рабочей группы были: бюджет области не беспредельный, и если нам добавляют из одного источника, то из другого могут уменьшить. Поэтому в решение внесли пункт: в результате изменения закона о межбюджетных отношениях бюджеты муниципальных образований не должны уменьшиться. Пожелания свои мы обозначили, посмотрим, как они будут исполняться. К тому же пройдут бюджетные слушания, где пожелания смогут высказать и депутаты ЗС, и представители муниципальных образований. Мы вместе будем бороться за то, чтобы местные бюджеты оказались в плюсе.
Ольга АБРАМОВА