Вернее, убирают, но явно недостаточно. В «Ковровские вести» обратилась читательница. Со слезами на глазах она рассказала о безобразном состоянии Андреевского кладбища, куда регулярно приходит навестить могилы родителей. 
«Рядом с «нашей» оградой расположилась огромная куча мусора, с каждым разом она становится всё больше и уже превратилась в стихийную свалку, – эмоционально говорит ковровчанка. – Мусора так много, что он не просто подпирает ограду, но уже погнул её, калитка отвалилась. По соседству находится коллективный сад, и мусор в эту кучу наверняка наваливают не только посетители, но и огородники – в куче лежат старые матрасы, бытовая техника, которой на могилах быть не может. Мы позвонили в горадминистрацию, в УГХ, нам там сказали, что пока денег на очистку всего кладбища нет, но вот скоро у них по плану вывоз двух куч, может, нам повезёт и «нашу» тоже вывезут. При этом на Андреевском кладбище нет ни одного контейнера, всё, что убирается с могил, люди вынуждены просто складывать в кучи».

Закон – отдельно, реальность – отдельно
Мы направили запрос в горадминистрацию, чтобы выяснить, по какому принципу убираются закрытые кладбища и что делать с садоводами, сваливающими мусор «за оградку». Ответ получили через пресс-службу. Его суть: мусор из бункеров-накопителей, установленных на Троицко-Никольском кладбище, вывозится по мере их накопления в рамках заключенного муниципального контракта с ООО «Память» на содержание Троицко-Никольского кладбища. Сейчас горадминистрация рассматривает вопрос о возможности установки контейнерной площадки на Андреевском кладбище. За 2022 год с его территории вывезено около 150 кубометров мусора. В ближайшее время планируется вывезти около 50 кубометров мусора с Андреевского кладбища.
В соответствии с Правилами благоустройства не допускается несанкционированное размещение всех видов ТКО, запрещается размещение или выброс снега, льда, твердых коммунальных отходов, крупногабаритных отходов, строительных отходов, порубочных остатков, уличного смета и иных отходов производства и потребления в не отведенные для этих целей места, запрещается организация несанкционированных свалок отходов.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона Владимирской области от 14.02.2003 № 11-ОЗ (ред. от 11.07.2022) «Об административных правонарушениях» нарушение муниципальных правил благоустройства влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 800 до 4 тыс. рублей; на должностных лиц – от 3 до 20 тысяч рублей; на юридических лиц – от 10 до 50 тысяч рублей.
Дополнительно сообщаем, что большинство несанкционированных свалок на территории городских кладбищ образованы ввиду выброса отходов, не относящихся к ТКО: порубочные остатки, листва и т.д. Такие отходы подлежат вывозу жителями самостоятельно в соответствии с договором, заключённым с лицами или организациями, обладающими соответствующей разрешительной документацией по нерегулируемой цене».
Так что с мусором делать?
Проблема в том, что основные «кладбищенские» отходы – это как раз ветки и листва, которые люди убирают с могил своих близких. Судя по ответу администрации, люди должны сами заключать договоры с мусоровывозящими компаниями на такие отходы. Вопрос, как это сделать технически – каждому лично, и приезжать на уборку с заранее зафрахтованной «газелью»? Или родственникам покойных, лежащих в соседних могилах, организовывать что-то типа ТСЖ? Неясным остался и вопрос, как бороться с теми, кто вывозит на кладбищенские свалки бытовые отходы. Опять самим родственникам караулить нарушителей? И получается, что, если на кладбище нет контейнеров, граждане, складывающие мусор в кучи, сами становятся нарушителями – потому что организуют, по сути, стихийные свалки?
Мы проехали по Троицко-Никольскому кладбищу. Удалось обнаружить только два контейнера – один около здания администрации, второй чуть дальше. Оба заполнены до отказа, вокруг навалены кучи мусора, в которых и старые венки, и цветы, и пресловутые ветки, и мешки с палой листвой. Свалок же только на небольшой территории, вдоль двух проездов, насчитали около десятка. Кучи мусора – и за оградой, вдоль автомобильной дороги.
Выводов не будет. С одной стороны, очевидно, что мусор с городских кладбищ нормально не вывозится. С другой – мусорят-то горожане. Большинство сегодня приезжают на могилы родственников на машинах. И положить пару пакетов в багажник и выбросить в городе в контейнер (хотя и это не совсем правильно) вполне возможно. Кстати, Владимирская область лидирует по количеству несанкционированных свалок. Отходами производства, лесозаготовки и бытовыми загажены и земли сельхозназначения, и леса.
Мы позвонили директору ООО «Память» Сергею Корнилову с вопросом, не планирует ли он поставить дополнительные контейнеры на Троицко-Никольском кладбище? «Нет, не планирую, – ответил Сергей Владимирович. – Там есть два, я их вывожу. Остальное – да, несанкционированные свалки, которые наваливают посетители. Честно говоря, обидно – две недели назад убрали мусор вдоль дороги, а через два дня – опять как было навалили. И вот интересно: захоронениями, кроме нас, занимается множество частных компаний, а убирать почему-то должна только «Память». Почему бы частников не привлечь? Мы тоже коммерческая организация, ООО. Но на нас – и уборка кладбища, и похороны тех, у кого нет родственников, при необходимости на экспертизу во Владимир трупы возим тоже мы. А на уборку, например, выделяют только 30 тыс. руб. в месяц – при том что аренда одного бункера (даже без вывоза) стоит 10. Я предупредил, что занимаюсь уборкой только до конца сентября, потом пусть выставляют это на торги – и я уверен, никто не выйдет! Почему бы МКУ «Город» не взять уборку кладбищ на себя? Новую технику им купили, возможности есть». Хороший вопрос. Интересно, что на него ответит горадминистрация?
Ольга Абрамова