История, рассказанная молодой мамой девочки Насти, шокировала. Казалось бы, годы работы в газете научили справляться с эмоциями. Но, слушая девушку, невозможно было сдержать слезы. Дорого, но бесполезноБеда в семью Натальи пришла в ноябре 2015 года. Обычное недомогание двухлетней дочки: насморк, небольшой кашель, чуть повышенная температура – не предвещало осложнений. Наталья не сторонница самолечения, поэтому повела дочь к педиатру. Чтобы не высиживать в очереди с больными ребятишками в детской поликлинике, она обратилась в один из частных диагностических центров. Запись по телефону, прием в назначенное время.
Врач дочку осмотрел, сказал, что ничего страшного, назначил ингаляции. Наталья купила необходимые препараты и четко выполнила все указания. После ингаляций, к вечеру того же дня, у ребенка подскочила температура. Ее сбивали тоже препаратами, назначенными доктором. Утром следующего дня Наталья вызвала того же врача на дом. Он приехал, осмотрел Настю и назначил ей сильный антибиотик. Взял за услугу тысячу рублей. Ровно неделю Наталья водила дочь в процедурный кабинет центра, где ей делали уколы. Насте становилось лучше, температура снизилась. В день последнего укола доктор ее осмотрел, прослушал и выписал. Анализов не назначил и даже разрешил идти на следующий день в детский сад. На замечания мамы о том, что дочь продолжает подкашливать, отшутился: мол, остаточное, а еще она кричит во время укола, горло себе обдирает, вот и кашляет.
В эту же ночь Настя постоянно просыпалась, капризничала. Наталья решила не водить ее в садик, а понаблюдать. Днем девочка играла, а к вечеру снова принялась капризничать и жаловаться на живот. Утром следующего дня мама позвонила доктору и рассказала о поведении Насти. Просила приехать, осмотреть ребенка или назначить анализы. Но единственное, что тот предложил – дать ребенку но-шпу. Тогда Наталья обратилась в детскую поликлинику. По телефону педиатр предложил идти к врачу, у которого лечились, либо приходить к ней с выпиской из истории болезни, но лучше срочно показать малышку хирургу. Записались на прием к платному хирургу, талон был лишь на следующий день. Хирург осмотрел ребенка, сделал УЗИ, но ничего серьезного не нашел. Учитывая рассказ мамы и странную симптоматику, выписал направление на госпитализацию.
В отделении ЦГБ у Насти тут же взяли анализы и по их результатам назначили капельницу. Утром, несмотря на субботний день, девочку отправили на рентген легких. А дальше – закрутилось.
Тяжелое состояниеНаталья помнит, какая суета началась в отделении. Врачи, медсестры, все куда-то звонят, отдают распоряжения. Вот по коридору везут каталку и заворачивают в их палату...
Настю забрали в реанимацию, врачи ушли с ней. Из обрывочных фраз девушка поняла, что легкие у дочери практически не работают, кроме того, серьезная анемия и проблемы с сердцем. А самое страшное – Настя находится на волосок от смерти и прогнозов никто не может дать.
В реанимации ей откачали из легких жидкость и подготовили к госпитализации в областную детскую реанимацию. Буквально через час из Владимира приехал реанимобиль, и Настю увезли. Наталье вручили листок с номером телефона, на который можно звонить и справляться о состоянии ребенка.
Два дня для девушки тянулись словно вечность. «Стабильно тяжелое состояние, звоните», – вновь и вновь повторяли на том конце провода. И она звонила, звонила так часто, что от телефона ее приходилось оттаскивать. Лишь в понедельник ситуация изменилась и ей позволили приехать к дочери. Две недели малышка боролась за жизнь, и все это время врачи полного выздоровления не гарантировали. Оказалось, от нагноения в легких начался плеврит, страдали и внутренние органы. Через катетер ей по 12 часов в сутки вливали лекарство. Девочка так ослабла, что не могла самостоятельно ходить. Все это время Наталья спала урывками – боялась, когда она уснет, дочь перестанет дышать. Эти страхи не покидают ее и сегодня.
Владимирские врачи, видимо соблюдая «цеховую» этику, в оценках Настиной болезни были скупы. Лишь однажды один из врачей в сердцах спросил, кто же в Коврове такой молодец, что ребенка просмотрел.
Судьба оказалась благосклонна, и Настя поправилась. После полумесяца, проведенного в областной больнице, они вернулись домой, где восстанавливались еще несколько недель. Болезнь не прошла для Насти бесследно. Врачи еще какое-то время не советуют ей возвращаться в садик. Из-за этого Наталья вынуждена сидеть дома.
Без вины виноватаяНо на этом история болезни девочки для ее мамы не закончилась.
«Когда дочка находилась между жизнью и смертью, одна из медсестер бросила, мол, вини только себя – сразу надо было к врачам идти, а не лечиться где попало. Сначала этот укор меня удивил. Думала, какая разница, лишь бы с дочерью все было хорошо. Но слова медсестры не давали покоя, все пыталась понять, в чем моя вина? Ведь я не к знахарям ребенка повела, а к педиатру высшей категории. Деньги ему немалые заплатила, назначения все выполнила».
Чтобы получить ответ на этот вопрос, Наталья обратилась в прокуратуру и департамент здравоохранения. Благо, девушка она педантичная, всегда хранит все документы. Сохранила и назначения, выписанные платным доктором, и справку с печатью, в которой он выписывает дочь в детский сад, и еще ряд документов. Единственное, чего недостает девушке, так это квитанции об оплате услуг диагностического центра. Но, как выяснилось, их в тот период и не выдавали. К удивлению Натальи, которую все знакомые и друзья убеждали в бесперспективности затеи, прокурорская проверка выявила, что медицинскую помощь ее ребенку оказали с нарушением. А департамент здравоохранения привлек руководство диагностического центра к административной ответственности.
Наталья написала претензию, в которой обратилась к руководителю диагностического центра с требованием выплатить ей компенсацию морального вреда. Тот не отреагировал, и девушка обратилась в суд.
На чью сторону встанет Фемида, мы узнаем по окончании процесса, который обещает быть интересным. Например, на одно из заседаний суда адвокат центра принес медицинскую карту Насти, которую Наталья видит впервые. А это наводит на мысль, что в ходе разбирательств может возникнуть много сюрпризов.
У. КРАЙНОВА
P.S. Имена героев изменены. Мы будем следить за развитием событий.