Бульвар на нынешней улице Абельмана в Коврове знают все. Для молодежи и даже для представителей среднего поколения это «очень старый» бульвар. А в ковровской истории он навсегда останется под названием «Нового». Почему? Потому что был еще Старый бульвар – на нынешней улице Набережной. Но о нем как-нибудь отдельно. Новый бульвар заложили в начале XX века на тогдашней улице Московской (нынешней Абельмана) на обширном пустыре между зданием уездной земской управы, где теперь музей, и Ильинским кладбищем – теперь там парк экскаваторостроителей. Бульвар, поначалу представлявший собой одну-единственную аллею, связал кварталы старого Коврова с его новой частью, появившейся после устройства железной дороги Москва – Нижний Новгород и станции Ковров-1.
У меня воспоминания об этом бульваре всегда праздничные, солнечные, яркие. Раньше это было одно из красивейших мест города. Бульвар имел свое лицо, ни с чем не сравнимую индивидуальность. К 1960-70-м гг. он представлял собой маленький чрезвычайно ухоженный, можно даже сказать, «вылизанный» парк с четырьмя аллеями от пересечения с улицей Свердлова до памятника оружейнику В.А. Дегтяреву, с небольшим фонтаном, множеством цветочных клумб, декоративными урнами и вазонами, удобными длинными скамейками-диванами, окруженный массивной чугунной оградой со звездами.
На бульваре работали виртуозы-озеленители, создававшие великолепные цветники, перед которыми можно было подолгу стоять, забывая время. Живые цветы нельзя сравнить ни с каким, даже самым лучшим и изысканным букетом, тем более когда рядом поют птицы и шумит листва бульварных аллей. Кстати, несмотря на множество скамеек, они в погожие дни почти всегда были заняты – бульвар являлся любимым местом отдыха ковровчан. Туда приходили мамы, бабушки и дедушки с маленькими детьми (меня в пятилетнем возрасте на бульвар водил гулять мой «деда Коля»), на скамейках отдыхали ветераны, а вечерами там засиживалась молодежь.
Но самым ярким объектом на бульваре были цветочные картины. Как вспоминают старожилы, каждый год там из живых цветов составляли удивительную мозаику, изображавшую большой (примерно 4 на 3 метра) портрет Ленина. Присутствовало не только полное сходство с известной фотографией Ильича, но и такие мельчайшие детали, как покрой ленинского пиджака и галстук в мелкую горошину. Перед такой картиной из цветов стояли еще дольше, чем перед клумбами. Кто были эти «художники», творившие подобные шедевры? Возможно, ответ есть в городском музее. Как вспоминает нынешний редактор «КВ» И.В. Пахомова, озеленителем одно время работала ее бабушка Александра Алексеевна Блинова. Бухгалтер ковровской железнодорожной больницы во время печально памятных сталинских репрессий в 1940 году была арестована по надуманному обвинению, осуждена и отправлена в один из лагерей под Арзамасом соседней Горьковской области на семь лет. Уцелела и освободилась в послевоенном 47-м. На работу, пусть и отсидевшему свое, «врагу народа» тогда устроиться было непросто. Выбирать не приходилось.
Сегодня бульвар содержится в относительном порядке. Но, если можно так сказать, душа его отлетела. Фонтана давно нет, ржавеют лишь когда-то подводившие к нему воду трубы. Нет и прежних скамеек, лишь четыре маленьких лавочки без спинок у нового мемориала жертвам вооруженных конфликтов. Пожалуй, это не самое лучшее место для подобного мемориала.
К сожалению, бульвар потерял прежнее значение места отдыха. На поредевших аллеях (на главной уже растет второе поколение деревьев, первое свели) почти пустынно, лишь пешеходы торопятся по своим делам. А историческое название «Новый бульвар» теперь уже никто не помнит…
Николай ФРОЛОВ