11.09.2018, 09:06

Юрист к вашим услугам

* * * * *

– В квартире над нами прорвало смеситель, затопило нашу квартиру. Причиной залива явился срыв резьбы с гайки смесителя. Замену смесителя производил собственник жилого помещения примерно за год до случившегося. В этой квартире проживают квартиранты. Хозяин квартиры считает, что оплачивать ремонт должны квартиранты, которых он предупреждал, что гайка на смесителе откручивается при дребезжании труб. А квартиранты считают, что хозяин квартиры, не обеспечивший надёжный ремонт. С кого нам требовать компенсацию материального ущерба – с квартирантов или с собственника квартиры?

– Судебная практика по этому вопросу (а случаи залива соседей не редкость) неоднозначна. Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина, возмещается причинителем вреда, если он не докажет, что вред причинен не по его вине. В силу ст. 210 ГК РФ и ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения. В его обязанности входит в том числе и поддержание его в надлежащем состоянии, недопущение бесхозяйственного обращения с ним, соблюдение прав и законных интересов соседей. В п. 6, 19 Правил пользования жилыми помещениями (постановление Правительства РФ от 21.01.2006 №25) указано, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов соседей. В том числе собственник обязан обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения.
Таким образом, ответственность за причинение вреда в вашем случае возлагается на собственника квартиры. Однако часть российских судов считает, что здесь имеет значение то обстоятельство, что на момент аварии квартира была сдана по договору коммерческого найма. Согласно ст. 676, 678, 681 ГК РФ наниматель обязан обеспечивать сохранность жилого помещения и поддерживать его в надлежащем состоянии, а также, если иное не установлено договором найма жилого помещения, производить текущий ремонт помещения.
На наймодателе лежит обязанность производить только капитальный ремонт. Работы по замене смесителя явно не входят в состав капитального ремонта, следить за его надлежащим состоянием должен наниматель, если иное не предусмотрено договором найма. Поэтому суды, с учётом условий договора найма жилого помещения, могут возложить обязанность по возмещению убытков на арендаторов.
Другие суды, считая, что вы не обязаны отвечать за имущественные возможности арендаторов, которых пустил ваш сосед, возлагают всю ответственность за убытки на собственников квартир. А собственники квартир вправе затем обратиться с иском к своим арендаторам.
Поэтому ответ на ваш вопрос может дать только суд.
* * * * *

– Туроператор аннулировал тур в одностороннем порядке. Мы в тур не улетели, нам вернули деньги только за путёвки. Но отказали в возврате агентского вознаграждения. Турагент говорит, что они сделали свою работу, но мы не улетели не по их вине, а по вине туроператора. Кто из нас прав?

– В соответствии с законом «О защите прав потребителей» туристы являются потребителями туристических услуг и имеют право на возмещение всех расходов, убытков, возврат денег, компенсацию морального вреда и др. – всё зависит от конкретной ситуации.
Туроператор несет ответственность перед туристом за предоставление некачественного туристского продукта, или непредоставление его вовсе. С учётом определения понятия «турагентская деятельность» (ст.1 закона «Об основах туристской деятельности») турагент формально не несёт ответственности за последствия ненадлежащего формирования туристского продукта и исполнение договора о реализации туристского продукта.
Однако всё зависит от содержания того договора, который вы заключили при покупке путёвки. Дело в том, что отношения между туроператором и турагентом устанавливаются ими самостоятельно, и многое зависит от того, как они урегулировали ответственность друг перед другом и перед туристами. Обычно часть положений этого договора переносится в договор между потребителем и турагентом. Т.е. в вашем договоре должно быть указано, кто (туроператор или турагент) несёт перед вами ответственность в той или иной ситуации. Если такого положения нет, то можете направить претензии и туроператору, и турагенту. А если претензию никто не удовлетворит – подать в суд иск к обоим. Заодно можете потребовать компенсацию морального вреда за сорванный отдых.

Оставить комментарий