08.05.2018, 09:29

«Родина-мать» в Бессмертном полку

Подняться в атаку, поймать пулю на вздохе, совершить подвиг – для этого требуется мгновение. Жить несколько лет в нечеловеческих условиях, ждать своего солдата с ежедневным страхом похоронки, растить и выкармливать голодных детей, работать за мужиков по 15 часов в сутки, оплакивать убитых сыновей – это подвиг длиною в вечность.
«Родина-мать» в Бессмертном полку

На него способны лишь любящие жены, матери, дочери – НАШИ матери, бабушки и прабабушки. И во время войны, и после нее наши женщины продолжали любить, надеяться и верить. Их жизнь – как подвиг, достойна самой высокой награды – благодарной памяти потомков. Потому что они и есть то, что мы называем Родина-мать, ради которой идут в бой. И в Бессмертном полку они должны стоять рядом со своими любимыми солдатами. Стоять на равных. Гражданская инициатива «Бессмертный полк» запустила проект «Любовью победив войну...». Суть проекта – увековечить память женщин, «воевавших» в тылу.
Воспоминаниями о самых суровых годах жизни женщин своей семьи с нами поделилась ковровчанка Елена Волынкина. Записаны они со слов ее мамы, «чтобы подрастающие дети знали, как далась советскому народу Великая Победа». Любовь Кузьминична Сальникова (урожденная Куприна) родилась 6 июля 1940 года в деревне Корзино Ивановской области. Но хоть и была крохой, она помнит свое военное и послевоенное детство.
… я и баба, и мужик
«В семье Куприных к началу войны было 12 детей. Двоих взрослых сыновей забрали на фронт в 1941 году. Отец мамы (мой дед) Кузьма Михайлович Куприн ушел на фронт вместе с ними. А в 1944 году пришла похоронка: «Погиб под Воронежем 13 мая. Похоронен в братской могиле с воинскими почестями». Видимо, судьбе было угодно, чтобы дед пал в бою за родной город – сам он был родом из Воронежа.
Бабушке Зинаиде Александровне пришлось одной поднимать детей. Жили они тогда в страшной нищете. Летом и весной семью кормил лес: ягоды, грибы, кое-какая живность. Зима же становилась настоящим испытанием. Почти все, что она и дети повзрослее зарабатывали в колхозе, приходилось сдавать государству: мясо, молоко, масло, шерсть. Все шло на фронт, на победу. Семье оставались крохи, и дети в прямом смысле слова пухли от голода. Мама рассказывала, что самые маленькие дети с распухшими животами зимой лежали на печи, и у них даже не было сил с нее спуститься. Они не умерли с голоду лишь благодаря своей маме, моей бабушке Зине.
Кроме колхоза она подрабатывала почтальоном, разносила почту с фронта по соседним деревням. Люди, зная, что у нее мал мала меньше, иногда давали ей продукты: кто хлеба кусок, кто несколько картошин, а кто и горсть муки. Скопив немного муки, она ставила кислое тесто в надежде испечь хлеб. Но голодные дети съедали тесто сырым. Они были настолько голодны, что ходили на колхозный скотный двор и воровали у коров жмых (отходы от переработки подсолнечника и зерновых). Наедались, а потом несколько дней корчились от болей в животе. Но это не останавливало голодных детей – голод затмевал разум.
Мама часто вспоминает черемуху, что стояла во дворе. Ее ствол за голодные годы был отшлифован – так часто дети лазили на него за «добычей». Терновник, вишни, яблоки и прочие фрукты поспевать не успевали, съедались голодными детьми в зачаточном состоянии. А осенью, после уборки зерна, дети днями напролет ползали по полю, отыскивали оброненные колоски и ели зерно.
В годы войны штаны для малышей были роскошью и для повседневной носки в теплое время года не использовались. Стирали и мылись тогда щелоком – это паста из золы и воды. Вши у детей и взрослых не переводились. Вывести их было нечем, и дети выбирали их друг у друга, чтобы облегчить зуд.
«Родина-мать» в Бессмертном полкуБудем жить!
Ярким воспоминанием для мамы остался случай, как она с сестрами и братьями «поймала шпиона». Дело было осенью. Дети, как обычно, отправились в лес за «добычей» и наткнулись на парашютиста, застрявшего в ветвях дерева. Они сразу же позвали из деревни взрослых, и те его спустили на землю и куда-то увели. Дети были уверены, что попался немецкий разведчик.
После войны 6-летняя мама пошла со всеми вместе на работу в колхоз. Работали с утра до ночи. Но несмотря на это еще несколько лет после войны сытно семья не ела. В 1948 году двое детей умерли от болезни и последствий голода. Лекарств тогда никаких не было, а народные методы не помогали.
В школу старшие дети ходили по очереди, так как одежды и обуви на всех не хватало. В школу за 7 километров они бегали с удовольствием, потому что там каждый день на обед давали наваристый суп и кусок свежего хлеба.
Жизнь в деревне начала налаживаться лишь в 1953 году. Подросшие дети ушли работать в Ковров, малышей у бабушки осталось четверо. Они как могли ей помогали: работали на ферме, доили коров. Понемногу жизнь налаживалась.
В родном селе мама окончила семилетку, а восьмой класс доучивалась в Коврове. Потом вернулась домой и устроилась работать в колхоз. Нужно было помогать бабушке, которая стала все чаще болеть.
Чтобы помнили!
Зинаида Александровна Куприна дожила до 71 года. Ее дочь Любовь Кузьминична и еще трое детей живы и по сей день. Их многочисленные внуки и правнуки с интересом слушают рассказы взрослых о военных и послевоенных годах. Но сегодня молодому поколению сложно представить тот суровый быт и выпавшие на долю детей войны лишения: как это – есть нечего, как – одни ботинки на пятерых? Им сложно оценить вклад этих женщин и детей в общую Победу. И взрослое поколение должно им в этом помочь.
Проект «Любовью победив войну...» поможет всем вспомнить своих матерей, бабушек, прабабушек, переживших Великую Отечественную войну. Даст возможность узнать и записать их истории в летопись «Бессмертного полка», поставить жен и матерей в один строй с солдатами.
Принять участие в акции и увековечить память своих родных может каждый желающий. Страницы летописи можно пополнять не только печатными материалами. В рамках проекта принимаются видеоролики, фотографии и документы. С условиями акции можно познакомиться на официальном сайте движения «Бессмертный полк».
У. КРАЙНОВА

Оставить комментарий