20.10.2015, 11:24

В погоне за мечтой

Уже полтора месяца студенты-первокурсники познают науку. Ковровские выпускники разъехались по разным уголкам страны. Для некоторых из них вторым домом на ближайшие годы стал ВлГУ. На факультет психологии университета поступила и 21-летняя Любовь Коновалова. Люба учится в экспериментальной группе, где помимо обычных студентов есть незрячие...
В погоне за мечтой
Вообще в ВлГУ уже более двух десятилетий обучают профессии людей с ограниченными возможностями. А вот слепых массово до этого года не обучали.
Экспериментальная подгруппа насчитывает 6 человек. Люба – единственная из них с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Девушка ничего не видит, а передвигается на инвалидной коляске. Именно поэтому в отличие от однокурсников, которые живут в общежитии и ходят в университет на занятия, она учится дистанционно.
С преподавателями и другими ребятами Люба поддерживает связь через интернет и очень мечтает когда-нибудь побывать на обычной лекции или семинаре. А вообще экспериментальная подгруппа занимается в общем потоке. Незрячие студенты учатся с обычными. Обучение бюджетное, очная форма. Чтобы поступить в вуз, пришлось сдать экзамены. Подробнее о них чуть позже. А сначала познакомимся ближе с нашей героиней.
Мир на кончиках пальцев
Во время интервью Люба просит потрогать диктофон. Тихонько, по сантиметру, она ощупывает его, спрашивая, что это за экран, как заряжается аппаратура и на сколько часов записи его памяти хватает, выдают ли его в редакциях или журналист сам покупает. Все дело в том, что перед тем, как определиться, она «примерялась» к нескольким профессиям. Журналист – одна из них. Люба любит писать. Были и другие варианты.
К последним классам школы она определилась – хочет быть учителем иностранных языков и работать с детьми. Но, увы, с такими физическими особенностями путь в педагогику ей закрыт. Представители приемной комиссии владимирского вуза, приезжавшие к ней домой, объяснили, что с современными детьми и здоровому-то педагогу не просто. Они не усидчивые, очень подвижные, что уж говорить о человеке с физическими особенностями. И посоветовали лучше обратить внимание на кафедру психологии личности и специальной педагогики. Что она и сделала.
Пока девушка только в начале пути. Но уже сейчас она знает, что будет делать, когда диплом окажется в руках. «Хочу работать с детьми, такими же особенными, как и я».
Радуга в голове
Сама Люба не ощущает себя слепой, хоть и звучит это странно. Она говорит, что «видит» жизнь, людей, только без цвета и формы: фантазия помогает и память. «Меня часто спрашивают: «Ты живешь в вечной темноте?» – улыбается она и тут же отвечает. – Это не так». Она помнит и цвета, и город, и природу, звезды, солнце, птиц.
Девочка родилась с серьезной патологией позвоночника и спинного мозга. Таких случаев в регионе единицы. Но Люба видела. И только в три года после тяжелого заболевания полностью ослепла.
Учиться она начала лишь в 12 лет. Конечно, речь идет о домашнем обучении. И то благодаря неравнодушным людям. Татьяна Николаевна, мама Любы, пыталась устроить девочку в школу, когда подошел возраст. Но в управлении образования сказали, что нужен индивидуальный тифлопедагог, ищите. А когда та стала водить дочь в социально-реабилитационный центр, там-то специалисты забили тревогу и предложили обратиться в школу №7, где ее приняли. Так Любе открылась дорога к знаниям. А девочка отличается и умственными способностями, и огромным желанием общаться, и узнавать новое.
Люба сама освоила технику Брайля. Начальную школу прошла за два года. Были, конечно, в учебе свои трудности и особенности. Кроме обычного комплекта школьных учебников, ежегодно целую партию огромных книг семье присылали из Московской государственной библиотеки для слепых. В конце года их обратно по почте возвращали из Коврова в столицу.
Кстати, далеко не каждый незрячий осваивает специальную азбуку. Люба же обучилась не только языку слепых, но и приспособилась к обычному тексту: печатает вслепую, пишет. Бумагу готовит сама: листок А4 складывает ровной гармошкой, чтобы прощупывались линии, которые она не видит. А потом именно в них она аккуратно и старательно выводит прописные буквы словно в прописи. Их из восковых эластичных палочек ей выкладывала учительница, а она трогала и запоминала.
Тяга к знаниям
Так, вручную, на окончание школы Люба написала пробное сочинение, а педагог переписала его в государственную форму. За него она получила дополнительный балл. А ЕГЭ по русскому языку сдавала в обычной школе и набрала 92 балла из 100 возможных. Ей выделили отдельную аудиторию и ассистента, который читал вслух задания и вносил ответы в бланк.
А при поступлении в университет выпускница еще сдала математику и биологию. Экзаменаторы приезжали к Любе домой. Итог в сумме за три экзамена – 283 балла при максимальных 300. Кстати, для поступления на психфак ей достаточно было набрать 200. Вообще, вопросом поступления дочки в вуз в семье вплотную занялись осенью прошлого года. Помогали и специалисты специализированной Владимирской школы, и проректор ВлГУ по учебной и воспитательной работе.
Школу Люба закончила на «четыре» и «пять». Процесс познания школьной программы стал для нее еще более интересным и доступным с появлением новых технологий. В 2010 году в рамках региональной программы семья получила специальное оборудование для дистанционного обучения стоимостью более полумиллиона рублей. Его бесплатно предоставили на время обучения Любы в школе. Затраты на специальный канал высокоскоростного интернета оплачивал также департамент образования.
Когда встал вопрос о том, что в связи с окончанием общеобразовательной школы технику придется отдать, за Любу просили председатели местной и региональной организаций ВОС, руководство ВлГУ. Как без него обойтись при получении высшего образования? Однако ответ был отрицательным. По закону государственным техническим обеспечением для дистанционного обучения могут пользоваться только дети-инвалиды-школьники, а также студенты нескольких областных колледжей. Про вузы ни слова. Дома уже приуныли. Ведь такую сумму, чтобы приобрести замену, им не осилить.
Руководитель ковровского отделения общественной организации даже написала депутату Госдумы. И, к счастью, пока компьютер, специализированные программы, позволяющие свободно работать в интернете, и другое оснащение у Любы не забрали. Возможно, оно пока просто никому не понадобилось. Люба и домашние очень надеются, что чиновники отнесутся к проблеме с пониманием. А если нет – придется уповать только на меценатов.
О жизни подростков и не только
И хотя с будущей профессией Люба уже определилась, она не оставила желание писать. И мама, и бабушка Нина Юхимовна во всем ее поддерживают. Говорят, психолог – замечательное базовое образование, фундамент. Но никто же не запрещает заниматься самообразованием. Пусть языки, журналистика станут хобби.
Тем более Любины родные отмечают у нее литературные задатки. Правда, пока девушка пишет в стол. Вот уже третий год она входит в молодежное литературное объединение «Слово», с ней индивидуально занимается председатель ковровского сообщества местных поэтов и прозаиков Татьяна Киктенко-Мороз.
Уже готовы несколько рассказов. В одном из них, «В погоне за мечтой», Люба рассказывает о девочке-подростке, которая в поисках себя хватается за разные занятия. В итоге ее героиня становится ветеринаром. И сама девушка с 16 лет мечтает о работе. А объясняет это как настоящий психолог: работать прежде всего нужно не ради денег, а ради самореализации.
Я. ТОРОПОВА

P.S. 27 октября Любе исполнится 22 года. Она не просила об этом, но мы думаем, что ей будет приятно получить открытки, пусть и электронные. Если вас тронула ее история, вы можете написать ей теплые слова и поздравить с днем рождения. Электронная почта Любы Коноваловой: KonovalovaLiubov@yandex.ru

Оставить комментарий