18.03.2016, 10:20

Шустрица и все-все-все

Есть такая деревушка в Ковровском районе под названием Панюкино. Совсем крохотная, в одну улицу, заселенная по веянию времени преимущественно дачниками. Вокруг – поля и поля, опять же по веянию времени – в полузаброшенном состоянии. И лишь одна достопримечательность в Панюкино – крестьянско-фермерское хозяйство, где выращивают овец знаменитой романовской породы.
Шустрица и все-все-все
Возрождение отрасли
Своих первых овец фермер Сергей Мойсеенок привез из города Тутаева Ярославской области. Овец романовской породы (так называемых грубошерстных) разводили там аж с начала 18 века. Из их шерсти пряли пряжу, валяли валенки, в ходу и в почете была зимняя одежда: говорилось, что «весу в полушубках 4 фунта, а жару, что от 4-х печей». В последние десятилетия романовская овца на территории Центральной России была в загоне. Не в прямом смысле, а в переносном. Теперь овцеводство понемногу возрождается в основном силами таких фермеров, как Сергей Мойсеенок.
Семья Мойсеенок – жители острова Сахалин, которые вместе с другими переселенцами перебрались в Ковров. Но их не устроила жизнь в многоэтажке с цветником у подъезда. Хотелось широких просторов и свежего вольного воздуха, собственного дома и работы на земле. И работа закипела.
Поначалу было у героя нашего повествования шесть ремонтных тутаевских ярок и один баран. Почему ремонтных? Такое немного странноватое название дают молодому потомству, готовому в ближайшее время к воспроизводству. Одной из ярок дали кличку Шустрица – за деловой характер и сообразительность. Она-то, став вожаком стада, до сих пор подминает под себя даже самых крупных драчливых баранов.
Почему фермеры выбрали именно овец? Во-первых, ниша эта практически не занята. Во-вторых, от них три источника дохода – мясо, шерсть, шкуры. Да и уход за этими животными немного попроще, чем, скажем, за коровами или свиньями.
Шустрица и все-все-все





























Земель бы побольше...
Теперь поголовье выросло до 194 овец, потомство крепкое, устойчивое к болезням. За каждым ягненком Сергей и его жена Нина ухаживают бережно, тех, у кого матери нерадивые, кормят из бутылочки. А в планах на скорое будущее – не менее 600 овец. Сергей один из немногих фермеров, которые в начале нелегкого крестьянского пути достаточно крепко держатся на ногах. И на судьбу он не жалуется, хотя, как у любого другого, у него есть к этому основания.
Около двух лет тому назад семья Мойсеенок получила грант на развитие хозяйства в полтора миллиона, на него купила технику: трактор, дисковые бороны к нему, погрузчик, пресс-подборщик, роторную косилку. К своему придомовому участку прибавила два десятка заросших лебедой соток, от которых в их пользу официально отказался сосед, и 17 га арендованной муниципальной земли, за что говорит большое спасибо экс-главе администрации Ковровского района Александру Клюшенкову. Заброшенные земли теперь не пустуют, а руками фермеров засеваются кормовыми травами. Сейчас Сергей и Нина не знают проблем с сеном для овец: на всю зиму хватает. А что еще овцам надо? Ну разве овощи в сыром виде и зерно (овес, ячмень). Для первого пока достаточно иметь огород и овощерезку. Второе, конечно, хотелось бы выращивать масштабно. Сергей сторонник мнения, что в хозяйстве все должно быть свое, чтобы продавцам, перекупщикам и переработчикам сельхозпродукции не переплачивать, каждую копейку вкладывая в свое дело. Однако зерновые культуры ему пока не осилить, ведь здесь как минимум комбайн нужен. Очень дорогое удовольствие. Возможно, потом. Когда хозяйство расширится.
В идеале на выпас одной овцы с приплодом и заготовку сена для нее необходим 1 га. Для расширения хозяйства минувшей осенью в СПК «Гигант» Сергей Мойсеенок купил паи. Говорит, пришлось повоевать, доказывая свое желание обрабатывать эту землю. Хорошо, новый глава администрации района Вячеслав Скороходов помог, ведь муниципалитет должен заботиться о своих гражданах и о том, чтобы земли приносили плоды. Тем более в свете последних государственных установок о «повышении эффективности использования земли». Не говоря уже об импортозамещении.
Овечья шкура на душегрейку
Теперь в глухом уголке Ковровского района семье Мойсеенок принадлежит целых 70 га полей с остовом бывшей фермы. К маю овец будут переводить на новое место жительства, пусть на просторах жируют и размножаются. Тогда с хозяйством вдвоем уже не справиться, время придет рабочие места создавать.
600 овец в перспективе – это немало. Со сбытом мяса проблем не возникает, хоть и дорогое оно. С шерстью и шкурами сложнее. В прошлом сезоне шерсть отправляли к частнику в Ковровском районе, который валенки валяет.
Но объемы растут, и в планах фермеров свой шерстобитный станок, чтобы перебивать шерсть, делать полотно. Канал сбыта шкур еще предстоит наладить. Например, в Костроме есть кожевенная фабрика. Сергей утверждает, что наша овечья шкура не чета турецкой, она лучше. И просто выбрасывать ее – кощунство.
В общем, на сегодняшний день семья Мойсеенок свой заявленный бизнес-план даже немного перевыполняет. Не зря государство грант ей давало. Сергей и Нина оптимисты, не теряющие надежды, что овцеводство станет приносить стабильный доход. Главное – перебороть трудности, поднапрячься в работе и чтобы страна в кризисную яму совсем не провалилась.
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий