11.10.2016, 10:10

Игры в трактористов

Сельская молодежь выбирает своего железного коня – трактор. Это не пустой лозунг: в южной части Ковровского района, при Крутовской и Иваново-Эсинской школах, уже много лет успешно идет профильная подготовка будущих трактористов-машинистов сельскохозяйственного производства категории В и С. А работают ли потом по профессии те, кто получил водительское удостоверение соответствующего образца?
Игры в трактористов
В Крутовской основной школе мы узнавали, как приобщаются к физическому труду, а особенно к работе на земле сегодняшние ребята из сел и деревень. Тема актуальная, совсем недавно она была поднята на уровне Министерства образования. Выбор пал на это образовательное учреждение не случайно: с советских времен на его базе существовал опытный земельный участок, а старшеклассники выпускались, имея «корочки» на право управления трактором.
Классы-комплекты в сельской школе малочисленные. Так, в этом году здесь всего лишь пять человек учится в девятом классе, из них два мальчика, оба выбрали профильную подготовку. Остальные в группе – взрослые, обучающиеся профессии тракториста за определенную плату, но о них сегодня речь не идет.
Ежегодно в среднем шестеро-семеро школьников осваивают трактор. Среди них немало девочек. Кстати, именно юная представительница прекрасного пола Ирина Федорова на тракторе «МТЗ-80» победила нынешней весной в традиционном районном конкурсе пахарей. Пальма первенства на сей раз досталась не Крутовской, а Иваново-Эсинской школе. Но суть не в том, кто первый. А в том, как все они (и мальчики, и девочки) представляют себе дальнейшую жизнь. Вписывается ли в их планы работа в колхозе (они до сих пор так называют ближайшее сельхозпредприятие «Новая жизнь»).
Игры в трактористов
К сожалению, надо констатировать, подавляющее большинство выпускников Крутовской школы даже не думает пересесть из-за парты на трактор. Во всяком случае, в последние пять лет. Они согласны только в летнее время калымить, чтобы карманные деньги водились. Да, им интересно заниматься в свободное время с машиной, смотреть, как она устроена, водить ее по полю, как взрослые. Может, помочь родителям, если в семье есть собственный трактор. Но их мечта – уехать из деревни, чтобы продолжать учебу. Например, стать механиком или автослесарем. Пусть не высшее образование, зато платят больше, чем трактористам, говорят мальчишки.
Хорошо там, где нас нет. Поговорка эта как нельзя кстати подходит к ситуации. Насмотревшись по телевизору на красивую городскую жизнь, подростки грезят о ней. Им невдомек, что далеко не всем в городе платят по 50 тысяч, как трактористам в страду, или около 30 тысяч, как круглогодично дояркам на ферме. Они улыбаются, когда слышат, что местная доярка снова в тройке лучших на областном конкурсе. Но улыбка эта лишена душевности и доброты, сельские дети не гордятся своей землячкой. Не престижно в нашей стране коровам хвосты крутить и поле пахать.
А ведь привычку к работе на земле развивают у них с раннего детства. В той же самой Крутовской школе дети всегда с удовольствием бежали в теплицу, где с февраля росла рассада разнообразных огородных и цветочных культур. В ней школьное лесничество проводило опыты по выращиванию растений леса, в том числе каштанов и карельских берез. Кроме того, дети ухаживали за большим цветником вокруг школьного здания, а на пришкольном участке чего только не было – и все благодаря усилиям учащихся под присмотром педагогов. Салаты из свежей зелени, компоты из свежих яблок, вторые блюда из овощей в школьной столовой были школьникам наградой. Радовала глаз красота окружающей природы. Рассада частично продавалась местному населению – пополнялась школьная копилка. Все это было до недавнего времени, вопреки отсутствию должного финансирования образовательных учреждений, негласному запрету на субботники и другие трудовые десанты с присутствием детей, урокам труда сугубо теоретического плана, которые осваивало большинство других школьников.
Игры в трактористов
Казалось бы, надо во что бы то ни стало сохранить этот островок «правильного» прошлого. И педагоги школы двумя руками «за». Но два года тому назад теплицу – гордость Крутовской школы (а заодно и учебный класс) – отключили от тепловой сети, поскольку муниципалитет не нашел средств, чтобы платить поставщику. В той стороне цены на тепло ну очень высоки. Нет рассады – нечего сажать на пришкольном участке, зачах цветник. И юные трактористы перепахали его. Теперь здесь только периодически косят траву.
Выходит, вместо того, чтобы продвигать сельские профессии, расширять спектр обучения им со школьной скамьи, мы даже не считаем нужным сохранить существующее. Подросшие дети едут в районный и областной центры вслед за взрослыми. Процесс этот непрекращающийся. Правда, в последние годы потянулись в деревни горожане-дачники. Но не работать, а отдыхать на лоне природы от суеты, напряженной жизни, смога городов. Редкое исключение – фермеры, решившие наладить свое дело. Но их катастрофически мало, чтобы изменить ситуацию в деревне к лучшему.
Говорят, в ближайшее время во Владимирской области начнётся масштабная ревизия сельскохозяйственных земель. Губернатор хочет знать, сколько у нас реально земли, особенно заброшенной, и какой у неё инвестиционный потенциал. По предварительной оценке, возможно ввести в оборот около 160-200 тыс. га новых земель сельхозназначения. Только кто пахать и сеять на них будет?
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий