20.12.2016, 10:55

Детские перевозки под угрозой

Недавняя трагедия под Ханты-Мансийском, когда в столкновении грузовика с автобусом погибло 11 детей, возвращавшихся с соревнований, вновь завертела шестерёнки госмашины, отвечающей за безопасные перевозки. Какие из результатов работы этой машины и в самом деле направлены на обеспечение безопасности, а какие лишь создают видимость борьбы, предстоит разобраться.
Детские перевозки  под угрозой
Правила организованной перевозки групп, состоящих из детей, разработаны Министерством транспорта и приняты постановлением правительства в декабре 2013 года. Изменения в редакцию документа были внесены в июне 2016 года. Одни из них вступили в силу 10 июля 2016 года, а применение других было отложено до 1 января 2017 года.
Уже сегодня сотрудники крупных музеев и мест массового отдыха отмечают, что количество приезжающих организованных групп детей уменьшилось за последний год примерно на треть – экипажи ГИБДД практически не отходят от автобусных парковок, проверяя каждую мелочь. В некоторых регионах, в том числе и в Москве, водителей автобусов штрафуют ещё и за отсутствие в салоне детских автокресел. А с 1 января 2017 года ожидается и вовсе катастрофическое падение спроса. Виной тому вступающие в силу требования о максимальном возрасте автобусов в 10 лет, наличии тахографа, а также Глонасса или GPS. Эти требования вызвали ропот как перевозчиков, так и организаторов перевозок. Количество автобусов младше 10 лет в туристических агентствах Коврова можно пересчитать по пальцам одной руки, а в ковровском ПАТП предложение ниже спроса в два-три раза.
Перевозчики недоумевают – почему требование выставляется не к техническим характеристикам автобуса, а к его возрасту? Если же водитель вдруг заснёт или решит поспешить и надавит на газ, то аварии не избежать и на совершенно новеньком автобусе. Пока турагентства выкручиваются с помощью коллег из соседних регионов, но хватит ли новых автобусов на всех желающих после 1 января?
Даже действующие сегодня Правила предъявляют к перевозчикам и организаторам повышенные требования. И, как считают перевозчики, многие из этих требований не имеют никакого отношения к безопасности, но несоблюдение их чревато крупными штрафами, размер которых для юридических лиц чаще всего составляет не менее 100 000 рублей.
По Правилам, если количество автобусов, которое будет задействовано в перевозке детей, составит 3 и более, то надо подать заявку на получение сопровождения автомобилями ГИБДД. На практике, как нам сообщил директор ООО «ПАТП плюс» Владимир Палаткин, получить такое сопровождение не всегда возможно. Виной тому, скорее всего, служит некомплект сотрудников ГИБДД, которых едва хватает для оформления протоколов ДТП. И тогда лицензированный перевозчик вынужден отказывать в перевозке.
Но Правила требуют сообщать в ГИБДД о планируемой перевозке минимум за 2 дня до старта. И иметь кучу сопроводительных документов, маршрут движения с указанием места и времени остановок, список всех детей и сопровождающих и многое другое. Неудивительно, что многие родители, руководители кружков и секций, столкнувшись с таким количеством требований, предпочитают перевозить детей в лучшем случае междугородными рейсами, а то и вовсе воспользоваться услугами нелегалов.
Что будет после нового года? Понятно, что часть родителей сможет отпроситься с работы и организовать детям совместные поездки в цирки и театры. Но финансовые возможности большинства не позволяют оплатить такую поездку. Видимо, большинство детей проведет каникулы в обнимку с телевизорами и планшетами.
Хорошо ещё, что сельским школьникам повезло. Как сообщил заведующий транспортным отделом МБУ «Центр развития образования» Ковровского района Константин Борминцев, районные школы полностью укомплектованы соответствующими новым нормам автобусами. Те автобусы, что достигли предельного возраста, будут заменены на новые после 1 января – один новый автобус поступил в район по федеральной программе в сентябре, ещё два – в декабре этого года. Думаем, районные власти смогут использовать эти автобусы и для более дальних поездок школьников.
Норма о запрете использования для перевозки школьников автобусов старше 10 лет должна была вступить в силу в 2014 году, но дважды её вступление в силу было отсрочено. Минобр и Минкульт поддержали тур-операторов и Ассоциацию перевозчиков, написавших обращение в правительство с просьбой отменить норму о возрасте автобусов. Но норму поддерживает Мин-пром, стремящийся поддержать отечественных производителей автобусов. Рассмотрение вопроса о возможности переноса введения обязательного использования аппаратуры ГЛОНАСС и автобусов моложе 10 лет намечено в Госдуме на 21 декабря в ходе «Правительственного часа».
Я. КАБАНОВ

Оставить комментарий