Авторизация
 

От завода в институт и обратно

На предприятиях возвращаются к практике целевых направлений на обучение в вузах. Это когда на работу потом приходят устраиваться не те, кого бог прислал, а нужные специалисты. Завод им. Дегтярева к этой практике обратился в прошлом году. О ее сути нам рассказала начальник бюро учебного центра Елена Головина.
От завода в институт  и обратно
– Елена Александровна, как появилась задумка вернуться к целевым направлениям для школьников?
– У нас есть Федеральный кадровый центр ОПК, который регулирует деятельность по подготовке кадров организаций оборонно-промышленного комплекса, в том числе и нас. Существует программа целевого обучения. В рамках этой программы мы ежегодно планируем подготовку кадров. С 2012 по 2016 год мы ее планировали только для работников предприятия. Это касалось получения углубленных знаний в магистратуре или подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре. Работали с ВлГУ, Ивановским химико-технологическим университетом. Было подготовлено более пятидесяти специалистов. Система дала положительный эффект, и в 2017 году мы решили ее попробовать со школьниками. С ними интересно работать. У тех, кто приходит к нам за целевыми направлениями, неподдельный интерес к предприятию. Как откажешь тому, кто приходит с просьбой: «Я хочу быть конструктором-оружейником. Отправьте меня на целевое обучение».
– Есть ли отбор среди желающих получить направление от завода?
– Отбор включает три этапа. Первый – это предварительное собеседование на определение мотивации и лояльности к нашему предприятию. На этом этапе выясняем, хочет ли будущий выпускник работать на нашем заводе. Бывает, что просто мама на таком решении настояла. Затем проводим профессиональное тестирование на определение склонности к техническому мышлению. Обычно выявлялось, если у ребенка есть желание связать свое будущее с технической специальностью, то у него есть и способности к ней. После этого ребята под нашим контролем готовят технические проекты, которые рассматривает комиссия из главных заводских специалистов. Например, девушка-художница предложила механизм универсальной кисти. Молодой человек увлекается радиотехникой и музыкой, и он продемонстрировал, как можно усовершенствовать аппаратуру с точки зрения инженерного творчества.
– Много ли выпускников обращается за целевыми направлениями?
– В этом году у нас поступило шесть человек, в соответствии с тем количеством мест, которые были выделены. Места утверждаются за 1,5 года до начала приема. Как у нас пройдет эта приемная кампания, мы не знали, поэтому на будущий год места утверждены в том же объеме, что и в этом году. А на 2019 год рамки расширили и заявку подали на 20 человек.
– Когда выпускник должен прийти к вам за целевым направлением? В какие вузы оно дается?
– Ребята окончательно определяются с направлением сдачи ЕГЭ в феврале. Если они решили, что сдают физику, то мы с ними уже можем работать. Обращаться к нам по вопросу целевых направлений можно в течение февраля. В марте-апреле у нас уже идут комиссии.
В качестве пилотного проекта мы взяли МГТУ им. Баумана и Балтийский технический университет «Военмех» и нашу основную специальность «Стрелково-пушечное, ракетное и артиллерийское вооружение».
– Но такая специальность есть и в КГТА. Для чего куда-то уезжать, если все это есть дома?
– Многие талантливые дети предпочитают учиться в других городах. Мы не против этого. Мы за то, чтобы они к нам возвращались после обучения. Но мы и не против, чтобы они поступали в КГТА. С нашей академией мы работаем по целевым направлениям два года и работаем по-другому. Студентов, которые поступили на первый курс по данной специальности, мы ориентируем на наше предприятие, знакомим с нашими службами. Определяем направление, которое им более интересно: конструкторы, технологи, металлурги. На второй курс будем готовить для них индивидуальную программу развития. Тогда мы и заключаем договор по целевому направлению.
– Что предусматривает обучение по целевому направлению?
– Если человек получил целевое направление, мы его сопровождаем всю учебу. Обеспечиваем все виды практик, контролируем его успеваемость, назначаем стипендию (к академической стипендии еще плюсом пять тысяч рублей). Стараемся привязывать к конкретному подразделению завода, но можем и скорректировать, если в ходе практики студент понимает, что это не его отдел. После окончания вуза специалист должен к нам вернуться и отработать не менее пяти лет.
Евгений ПРОСКУРОВ
рейтинг: 
  • 0
Оставить комментарий