На предприятиях возвращаются к практике целевых направлений на обучение в вузах. Это когда на работу потом приходят устраиваться не те, кого бог прислал, а нужные специалисты. Завод им. Дегтярева к этой практике обратился в прошлом году. О ее сути нам рассказала начальник бюро учебного центра Елена Головина.– Елена Александровна, как появилась задумка вернуться к целевым направлениям для школьников? – У нас есть Федеральный кадровый центр ОПК, который регулирует деятельность по подготовке кадров организаций оборонно-промышленного комплекса, в том числе и нас. Существует программа целевого обучения. В рамках этой программы мы ежегодно планируем подготовку кадров. С 2012 по 2016 год мы ее планировали только для работников предприятия. Это касалось получения углубленных знаний в магистратуре или подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре. Работали с ВлГУ, Ивановским химико-технологическим университетом. Было подготовлено более пятидесяти специалистов. Система дала положительный эффект, и в 2017 году мы решили ее попробовать со школьниками. С ними интересно работать. У тех, кто приходит к нам за целевыми направлениями, неподдельный интерес к предприятию. Как откажешь тому, кто приходит с просьбой: «Я хочу быть конструктором-оружейником. Отправьте меня на целевое обучение».
– Есть ли отбор среди желающих получить направление от завода?– Отбор включает три этапа. Первый – это предварительное собеседование на определение мотивации и лояльности к нашему предприятию. На этом этапе выясняем, хочет ли будущий выпускник работать на нашем заводе. Бывает, что просто мама на таком решении настояла. Затем проводим профессиональное тестирование на определение склонности к техническому мышлению. Обычно выявлялось, если у ребенка есть желание связать свое будущее с технической специальностью, то у него есть и способности к ней. После этого ребята под нашим контролем готовят технические проекты, которые рассматривает комиссия из главных заводских специалистов. Например, девушка-художница предложила механизм универсальной кисти. Молодой человек увлекается радиотехникой и музыкой, и он продемонстрировал, как можно усовершенствовать аппаратуру с точки зрения инженерного творчества.
– Много ли выпускников обращается за целевыми направлениями?– В этом году у нас поступило шесть человек, в соответствии с тем количеством мест, которые были выделены. Места утверждаются за 1,5 года до начала приема. Как у нас пройдет эта приемная кампания, мы не знали, поэтому на будущий год места утверждены в том же объеме, что и в этом году. А на 2019 год рамки расширили и заявку подали на 20 человек.
– Когда выпускник должен прийти к вам за целевым направлением? В какие вузы оно дается?– Ребята окончательно определяются с направлением сдачи ЕГЭ в феврале. Если они решили, что сдают физику, то мы с ними уже можем работать. Обращаться к нам по вопросу целевых направлений можно в течение февраля. В марте-апреле у нас уже идут комиссии.
В качестве пилотного проекта мы взяли МГТУ им. Баумана и Балтийский технический университет «Военмех» и нашу основную специальность «Стрелково-пушечное, ракетное и артиллерийское вооружение».
– Но такая специальность есть и в КГТА. Для чего куда-то уезжать, если все это есть дома? – Многие талантливые дети предпочитают учиться в других городах. Мы не против этого. Мы за то, чтобы они к нам возвращались после обучения. Но мы и не против, чтобы они поступали в КГТА. С нашей академией мы работаем по целевым направлениям два года и работаем по-другому. Студентов, которые поступили на первый курс по данной специальности, мы ориентируем на наше предприятие, знакомим с нашими службами. Определяем направление, которое им более интересно: конструкторы, технологи, металлурги. На второй курс будем готовить для них индивидуальную программу развития. Тогда мы и заключаем договор по целевому направлению.
– Что предусматривает обучение по целевому направлению?– Если человек получил целевое направление, мы его сопровождаем всю учебу. Обеспечиваем все виды практик, контролируем его успеваемость, назначаем стипендию (к академической стипендии еще плюсом пять тысяч рублей). Стараемся привязывать к конкретному подразделению завода, но можем и скорректировать, если в ходе практики студент понимает, что это не его отдел. После окончания вуза специалист должен к нам вернуться и отработать не менее пяти лет.
Евгений ПРОСКУРОВ