13.06.2018, 09:29

Заметки библиотекаря, или Литературное расследование

Отзвенел последний звонок, и школьники отправились на каникулы, получив дневники с отметками и списки литературы для внеклассного чтения. Вот о списках и хочется поговорить.
Заметки библиотекаря, или Литературное расследование

Многие педагоги, скачивая подобные рекомендательные перечни из интернета, не затрудняются их проверкой на достоверность. Отсюда и получаются литературные казусы. Еще ничего, если подобные «ребусы» придется разгадывать библиотекарям – они люди привычные. А вот детей и родителей они точно поставят в тупик.
Казалось бы, что сложного – ну, требуется по списку рассказ М. Пришвина «Первая охота». В интернете такой имеется. Правда, под фамилией Пришвина там расположен текст В. Бианки, который и является настоящим автором этого рассказа. Книга Бианки в библиотеке есть, но попробуй предложи ее юным читателем – в списке-то указан именно Пришвин.
Или другой пример. Требуется рассказ В. Астафьева «Пищуженец». После длительных «книжных раскопок» обнаруживаем, что таким образом «зашифровали» главу «Ночь темная-темная» из его книги «Последний поклон». Кстати, подобные истории с «двойными» названиями далеко не редкость. Г. Скребицкий «Весна» – всего лишь отрывок из рассказа «Четыре художника»; Т. Янссон «Последний в мире дракон» – первая глава повести «Невидимое дитя»; Ф. Абрамов «Несмышленыши» – глава «Из рассказов Олены Даниловны» и т.д.
Большую путаницу вносят и такие казусы, как наличие у одного произведения «двойного» названия: В. Короленко «В дурном обществе» = «Дети подземелья», Гримм «Горшок каши» = «Сладкая каша», В. Каверин «Сказки города Немухина» = «Немухинские музыканты».
Частенько приходится надолго задуматься, чтобы догадаться, какое именно литературное произведение рекомендовали педагоги прочитать за лето. Имеем в списке М. Горький «Сердце Данко» – вспоминаем известный рассказ «Макар Чудра». Имеем Осеева «Синие краски» – вспоминаем В. Осеева «Синие листья» и Е. Пермяк «Волшебные краски» – выбирайте что хотите.
Отдельный разговор о наличии в библиотеках книг из этих списков. В распоряжении педагогов имеется электронный каталог: зашли на сайт ЦБС г. Коврова и проверили наличие рекомендуемой книги в библиотеках города. Но нет, наши педагоги не ищут «легких» путей, задавая для чтения именно те произведения, которые есть в одном экземпляре или вообще отсутствуют в библиотеках города. Пример? Пожалуйста: Лиханов А. «Мальчик, которому не больно», Тюхтяевы И. и Л. «Зоки и Бада», М. Вайсман «Приставочка моя любименькая», Козлов С. «Звуки и голоса», В. Набоков «Аня в стране чудес», Виктор Лунин «День рождения Мурзилки» и другие.
Да и классические произведения как специально выбирают только из собраний сочинений: Ф. Достоевский «Анекдот из детской жизни», Н. Лесков «Дурачок» и «Лев старца Герасима», А. Куприн «Извозчик Петр» и «Золотой петух», И. Бунин «Цифры» и «Письма девочке Оле» и т.д.
Конечно, педагоги могут возразить, что многие списки рекомендованы той или иной школьной программой. Но всегда существуют произведения для дополнительного чтения, и в этом случае хотелось бы, чтобы у читателей и библиотекарей подобных «литературных расследований» было поменьше.
Е. Ионова

Оставить комментарий