14.04.2015, 09:25

Мины Николая Чиликина

Мины Николая Чиликина
В отличие от знаменитых конструкторов оружия и боевой техники имена создателей боеприпасов зачастую остаются почти неизвестными. Отчасти это связано с более жестким режимом секретности на всех стадиях работ – от конструирования до массового производства.
Одним из наших земляков, который более полувека работал в закрытых КБ и НИИ и внес заметный вклад в развитие нескольких направлений отрасли боеприпасов, был лауреат Государственной премии СССР Н.И. Чиликин.

Конструктор с улицы Щорса
Николай Иванович Чиликин родился в Коврове 9 декабря 1913 года в семье железнодорожника. Большая семья Чиликиных жила в доме №25 на улице Щорса. Сейчас этого дома уже нет, а его номер «достался по наследству» построенному в этом квартале кирпичному пятиэтажному дому.
После окончания железнодорожной школы Николай Чиликин решил поступить в железнодорожный техникум. Но «подвел» имевший в то время большое значение пункт анкеты о социальном происхождении. Предпочтение отдавалось только рабочим или детям рабочих, а он был сыном служащего. Несмотря на успешно сданные экзамены, его в техникум не приняли. Даже в школу фабрично-заводского ученичества при экскаваторном заводе Николай поступил только благодаря протекции хорошего знакомого отца, старого большевика Давыдова. После двух лет обучения в ФЗУ Н. Чиликин стал работать токарем на экскаваторном заводе. Но стремление учиться не угасло, и он смог поступить на рабфак, поскольку его социальное положение теперь было безупречным – рабочий. Об уровне подготовки на Ковровском рабфаке можно судить по воспоминаниям Н. Чиликина. Все 13 человек из его группы в 1933 году поступили на механико-математический факультет МГУ. Во время вступительных экзаменов в разговоре преподавателей-экзаменаторов прозвучало: «Опять из Коврова – и опять с такими отличными знаниями!».
После шести лет учебы большинство выпускников мехмата МГУ получили направления на «номерные» оборонные заводы и в закрытые конструкторские бюро.
Лучшие минометы того времени
Для Чиликина с 4 июля 1939 г. началась более чем 55-летняя непрерывная работа в промышленности бое- припасов. Комиссия направила Николая Ивановича на должность инженера-конструктора в ГСКБ-47 – Государственное Союзное конструкторское бюро №47 (после ряда реорганизаций оно в 1991 г. было преобразовано в Государственное научно-производственное предприятие «Базальт», под таким названием продолжает работу и сейчас). КБ находилось на этапе становления, поскольку было создано всего лишь за год с небольшим до этого, в апреле 1938-го. С 1940 года ГСКБ-47 стало головным по созданию минометных выстрелов с минами различного назначения для гладкоствольных минометов всех калибров. Необходимость такой работы возникла в ходе советско-финляндской войны, когда выявились слабые места в системе вооружения Красной армии. Для работ по минометной тематике в начале февраля 1940 г. был создан специализированный отдел под руководством А.И. Зверева. При первых боевых испытаниях определились проблемы с безопасностью, были случаи преждевременного разрыва мин в полете и даже в канале ствола миномета. В кратчайшие сроки к началу Великой Отечественной войны эта проблема была решена и создана целая система минометных выстрелов разного калибра и назначения.
В качестве ведущего конструктора Н.И. Чиликин участвовал в отработке четырех конструкций с доведением их до сдачи заказчику: 82-мм дымовой мины и трех модификаций 160-мм мин, в том числе фугасной мины в корпусе из сталистого чугуна. Такой новаторский для того времени и достаточно простой способ изготовления корпусов, с минимальной механической обработкой, позволил отказаться от использования дефицитного стального проката и быстро развернуть массовое производство.
Работу создателей минометного вооружения и бое- припасов высоко оценивали военачальники периода Великой Отечественной войны. Главный маршал артиллерии Н.Н. Воронов, вспоминая о развитии артиллерийского вооружения в 1943 г., особо выделял один из новых образцов, в создание которого вложен немалый труд Н.И. Чиликина: «В числе новинок был также 160-миллиметровый миномет, мощное наступательное оружие с дальностью стрельбы 5150 метров, с миной весом 40,5 килограмма, обладающей мощным фугасным действием… Когда на одном из фронтов были впервые массированно применены новые минометы, они произвели огромное моральное воздействие на противника. Выстрелы этих минометов глухие, мина взлетает очень высоко по крутой траектории, а затем почти отвесно падает вниз. При первых же разрывах таких мин гитлеровцы решили, что их бомбит наша авиация, и стали подавать сигналы воздушной тревоги».
Не только командование Красной армии, но даже представители генералитета германских вооруженных сил признавали превосходство нашего минометного вооружения над немецким. Так отзывался о наших минометах офицер германского Генерального штаба на Восточном фронте Эйке Миддельдорф: «В отличие от немецкой артиллерии к русской дивизионной артиллерии относились также минометные подразделения, вооруженные 120-мм и 160-мм минометами. Ввиду простоты производства минометов русские имели возможность сформировать большое количество чисто минометных подразделений и частей… Огонь минометов наносил большие потери немецкой пехоте…».
Засекреченные награды
Официальным признанием личных заслуг Н.И. Чиликина стали государственные награды. Первая из них, орден «Знак Почета», была вручена ему в Кремле осенью 1945 года. Затем было несколько медалей. В их числе медаль «За оборону Москвы» – напоминание о создании боеприпасов для защитников столицы, о строительстве оборонительных рубежей и ночных дежурствах на крышах в период вражеских бомбардировок.
А в 1951 году Н.И. Чиликину в составе группы сотрудников ГСКБ-47 была присуждена Сталинская премия II степени «за работу в области техники» – именно такая формулировка значится в дипломе лауреата и в официальных публикациях в газетах. Кстати, в тексте постановления о присуждении Сталинских премий в «Известиях» или «Правде» не так уж просто найти этот коллектив во главе с А.И. Зверевым. Его нет в разделах машиностроения и приборостроения, по которым получили премии многие авторы нового вооружения и военной техники, в том числе ковровские разработчики авиационных пушек. Нет даже в разделе химии и химической технологии, что тоже было бы понятно, ведь в боеприпасах используются порох, взрывчатые вещества, то есть продукты самых сложных отраслей спецхимии. Из-за необходимости соблюдения режима секретности разработчики самых эффективных во Второй мировой войне боеприпасов для минометов получили премию в разделе энергетики, где вместе с ними лауреатами стали коллективы-разработчики люминесцентных ламп и серии асинхронных двигателей.
Наверняка у Н.И. Чиликина могло бы быть больше наград, выше должности в послужном списке. Но был фактор, который в те годы даже при самых прекрасных деловых и личных качествах становился тормозом в продвижении по служебной лестнице – Николай Иванович оставался беспартийным, а на предложения вступить в Коммунистическую партию, иногда переходившие в уговоры, отвечал коротко: «Я не готов в партию». При этом для него такая позиция являлась личным выбором, он не противопоставлял себя своим коллегам и руководителям, которые были коммунистами, оценивал людей и поддерживал с ними отношения независимо от их партийной принадлежности.
Земной путь Николая Ивановича Чиликина завершился 18 сентября 2007 г. За считанные минуты до смерти он разговаривал по телефону с близкими знакомыми, вместе планировали дела ветеранской организации. А на следующий телефонный звонок Николай Иванович уже не ответил.
Так сложилось, что у Николая Ивановича с женой Лидией Григорьевной не осталось прямых наследников, а самыми близкими родственниками долгие годы были племянница Николая Ивановича Наталья Петровна Швецова, ее муж Евгений Викторович Швецов, их дочь Людмила. Они и позаботились о том, чтобы последним приютом для Н.И. Чиликина стала родная ковровская земля. На Троицко-Никольском кладбище похоронен наш земляк, имя и дела которого вошли в летопись отечественной промышленности боеприпасов.
Материал подготовлен на основе статьи Владимира Никулина «Инженер-конструктор промышленности боеприпасов Николай Иванович Чиликин», опубликованной в XV выпуске «Рождественского сборника».
Евгений ПРОСКУРОВ

Оставить комментарий