30.01.2018, 10:51

В поисках панацеи от зверства

Всю нашу страну основательно встряхнули страшные события в школьной среде. Только в январе стало известно о нескольких случаях кровавых и бессмысленных расправ над учителями и учениками: Пермь, Челябинская область, Улан-Удэ. Возможное нападение предотвращено в московской школе. Мы вступаем в новую реальность, где дети творят жуткие вещи, а добросердечие и милосердие остаются на задворках.

Беде инструктажем не поможешь
«Должны быть сделаны выводы. И конечно, работа будет идти аналитическая и практическая очень большая», – сказала министр образования Ольга Васильева после драмы в Перми. Во фразе никакой конкретики. Возможно, на местах получены «чудодейственные» распоряжения в дополнение к тем, что давно разработаны? Да, получены. Они действительно защитят? Судите сами.
Вот, например, какие письма разосланы руководителям школ Ковровского района сразу после ЧП в Перми 15 января: «Срочно принять меры к усилению антитеррористического (в том числе пропускного) режима. Провести внеплановые инструктажи с работниками и обучающимися. Взять под личный контроль обеспечение безопасности пребывания детей в образовательном учреждении». После очередной трагедии 19 января к вышеизложенному прибавилось: «... обратить внимание на психо-эмоциональное состояние обучающихся и лиц, посещающих образовательные организации, обеспечить контроль за вносимыми на объект предметами ручной клади». И конечно, с мест «о принятых мерах следует сообщать» в кратчайшие сроки.
Несомненно, по требованию сверху работники школ освежили в памяти алгоритм действий в случае ЧП. А что они реально могут сделать, если возникнет угроза? Хорошо, если охранники на входе такие же бдительные и решительные, как в московской школе. А если приходящих в школу встречают непрофессиональные пожилые «охранницы»? Увы, денег на содержание представителей ЧОПа государство школам не выделило.
Начальник управления образования администрации Коврова Сергей Павлюк описал ситуацию в школах города на сегодняшний день: «Во всех общеобразовательных учебных заведениях есть сторожа и вахтеры, имеются кнопки экстренного вызова полиции. В течение 2-3, максимум 5 минут стражи порядка прибудут на место. Если возникает угроза безопасности детей, незамедлительно информация сообщается в соответствующие правоохранительные органы, если угроза пожара – информация тут же поступает пожарным. Дополнительно к вышеизложенным мерам школа-интернат №1 и 8 школа (бывшая 13-я) заключили договоры с частными охранными предприятиями. Охранники работают в вечернее и ночное время, финансирование идет из местного бюджета. У гимназии №1 и 23 школы тоже заключены договоры с ЧОПом. Здесь охранники следят за порядком, пока идут занятия (с 7.00 до 19.00 или 19.30). Их зарплата — из внебюджетных источников».
Нас зараза не достанет? Мнения
Вряд ли охрана станет панацеей, если, как верно отметил когда-то Булгаков, разруха в первую очередь присутствует в головах. Наступила она в головах и у нынешних детей. Социологи и психологи констатируют склонность к жестокости и насилию. Эксперты заговорили о криминализации общественного сознания в некоторых регионах и об издержках чрезмерной «оптимизации» в МВД.
Тему школьной резни бурно обсуждает и стар и млад. Мнения самые разные и порой противоречивые. Один мой знакомый после трагедии в Улан-Удэ сказал, что в том краю, где когда-то селились каторжане, сейчас много потомков криминальных элементов. И самих «элементов». У нас подобный кошмар вряд ли возможен. В школах Владимирщины, и Коврова в частности, есть пропускники-турникеты, охранники, домофоны, видеонаблюдение (далеко не во всех подобный набор присутствует. – Прим. автора). Служба ПДН не бездействует и так далее.
Другой знакомый (директор школы) считает: у нас тоже все может быть. От несчастья никто не застрахован. В любом уголке страны есть психически неуравновешенные люди, которые, насмотревшись телепередач, начитавшись «интернета», делают свои, нелогичные и «убийственные», выводы. Особенно подростки с нестабильной психикой. Поменьше бы кричать во всеуслышание о жестоком и кровавом, чтобы их не провоцировать.
В СМИ пишут: не исключено, что побуждение к действию подростки получили через соцсети. Однако устранить из интернета и с телевидения негатив не в компетенции педагогов. Контролировать постоянно, какую информацию добывают дети в интернете, они тоже не могут. По информации с РБК, после нападений в Улан-Удэ и Перми Роскомнадзор заблокировал три группы «ВКонтакте», связанные с насилием и нацизмом, приверженцами АУЕ (арестантский уклад един). Законодательство позволяет Роскомнадзору подобные шаги в досудебном порядке. И надо полагать контроль за соцсетями будет усилен.
Педагогам же остается искать причины агрессивного поведения в семье и в ближайшем окружении детей. По мере сил стараются. Как, впрочем, и год, и десять лет назад. В 18-ти ковровских школах работает 22 психолога. Как бы им за всеми учениками уследить, ведь в группе риска любой ребёнок, ограниченный в родительском внимании, заботе, любви и ласке...
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий