05.06.2018, 09:39

Когда никто не заставляет, но всё можно

Как часто в последнее время мы говорим о том, что наши дети нас не слышат. Не умеют и не хотят общаться и полностью отключаются от действительности, превращаясь в этаких современных нарциссов, только смотрящих не в зеркало, а в стекло смартфона. Вопросы «кто виноват?» и «что делать?» витают в воздухе и малогабаритных квартир, и богатых особняков. И, обвиняя школу, «проклятый капитализм», общество, да и самих себя укоряя в невнимании и вечном отсутствии времени, мы забываем, что ребёнок учится в первую очередь на «живых» примерах.
Когда никто не заставляет, но всё можно

Поэтому очень важно, чтобы у него перед глазами оказался человек увлечённый, влюблённый в своё дело и умеющий привлечь к нему любопытного подростка. Именно такие люди когда-то организовали уникальный проект «Школа природы».
Гореть самим и зажигать других
Вот уже несколько лет 50 школьников и 20 педагогов проводят две июльских недели в национальном парке «Мещёра». Отправятся они туда и в этом году – группа уже набрана. Этот проект – «дитя» нескольких увлечённых людей. У истоков стояли Наталья Наумова, гидробиолог, доктор педагогических наук, Ирина Шварёва, эколог, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, экологии и химии КГТА, и психолог Надежда Белова из Санкт-Петербурга.
Все они много лет работали с детьми, десятилетиями аккумулировали чужой опыт и набирали свой. На этом пути к ним присоединялись единомышленники из многих городов страны. Большинство не педагоги, но профессионалы, увлечённые своим делом: экологи, орнитологи, энтомологи, туринструкторы, астрономы, геологи.
Они не обучают чему-то целенаправленно. Просто предлагают, например, помочь закольцевать редкую птичку, а потом отпустить на волю трепещущий пушистый комочек. Или рассчитать, сколько еды надо взять в трёхдневный поход и как быстро приготовить обед на костре. Узнать, как определяют, может ли галактика быть обитаемой или нет; провести настоящее научное исследование в области гидрохимии; изучить экосистему торфяных болот; создать собственную газету (юных журналистов обучает Елена Демьянова, помощник ректора КГТА).
Есть те, кто ездит в «Школу природы» каждый год, а некоторые заглядывают на день-два, чтобы поделиться результатами свежих исследований и отбыть в экспедицию. При этом все «постоянные сотрудники» работают на добровольных началах, как волонтёры, посвящая «Школе природы» каникулы и отпуска. Это один из главных принципов проекта.
Талантливая атмосфера
И это далеко не полный перечень того, чем занимаются дети в лагере. Без дела по душе не остаётся ни один. Даже самые необщительные и робкие уже через пару дней начинают свободно общаться со всеми. Сама атмосфера, система взаимодействия в лагере к этому располагает. Цели «заставить детей отвлечься от смартфонов и соцсетей и научить общаться» никто не ставит, но всю смену гаджеты лежат в палатке и включаются только для того, чтобы позвонить родителям.
Впрочем, в «Школе природы» вообще ни к чему не принуждают. «На детей слишком давят, – убеждена координатор лагеря Ирина Шварёва. – И в школе, и зачастую дома от них постоянно что-то требуют, сравнивают с кем-то, оценивают. А ведь каждый – индивидуальность, каждый достоин самого лучшего. Эти две недели в лагере вселяют в них веру в себя, выравнивают самооценку, а порой и раскрывают новые способности. И оказывается, что у нас чудесные, умные, думающие ребята. Потому что здесь их уважают, к ним прислушиваются. Ведь как к человеку относишься, так он себя и чувствует. А в наших детях вообще очень много хорошего, что в городской повседневности им не удаётся проявить».
Когда никто не заставляет, но всё можно

В отличие от обычных лагерей, в «Школе природы» бригады собираются не по возрасту, а по интересам. Причём они меняются: каждый день дети выбирают, чем они будут заниматься до обеда, чем – после. Плюс организуются постоянные дежурные бригады, которые выполняют бытовые обязанности. Старшие помогают младшим, «старички» вводят в курс дела новичков. Подмечено, что дети лучше перенимают и знания, и принципы поведения не от взрослых, а от старших товарищей. В результате все общаются со всеми, включая бригадиров, вожатых-кураторов и педагогов. Создаётся та самая доверительная, душевная атмосфера, ради которой сюда и едут.
Бытовые трудности палаточного лагеря, кстати, больше пугают родителей. Дети не только легко привыкают к походному образу жизни, но и сами с энтузиазмом поддерживают чистоту и комфорт. Умывальники всегда наполнены водой, унитазы чистые, а одежда и обувь – сухие.
Исследования важны, дружба – бесценна
В штате национального парка очень мало научных сотрудников, поэтому в «Мещёре» и привечают детскую экспедицию. Практика показала, что подростки выполняют серьёзные исследования ничуть не хуже, чем взрослые. Энтузиазма добавляет то, что их изыскания имеют практическое значение. Они публикуются в материалах конференций, входят в отчёты и научные труды.
Утром – наука, после обеда – творчество и спорт, вечером – мастерские с психологами, где детям помогают выстроить ценностные ориентиры, решить вопросы семейного и товарищеского взаимодействия.
Психологи отвечают за один из множества «пазлов», из которых складывается такое уникальное явление, как «Школа природы» – научить детей видеть друг друга. Знать всех по именам, помнить, какой у кого цвет глаз, в какой школе он учится и чем интересуется, какими талантами обладает. В результате ребёнок с удивлением обнаруживает, что каждый его товарищ – это целый мир. Который гораздо интереснее виртуальных «строек» и «войнушек».
А ещё каждый ребёнок, когда заканчивается смена, делает маленький альбомчик, в котором записывает по пунктам, чему он научился в «Школе природы». Читаю один из таких, составленных 11-летним мальчиком. В длинном-длинном списке среди практических и научных навыков есть такие строки: «Я научился: писать стихи... дружить... быть счастливым». Это, наверное, самое главное.
О. АБРАМОВА

Оставить комментарий