28.05.2019, 06:00

Троицко-Никольское бесконтрольно расширяется, а на ввод нового кладбища денег нет

Вопрос обустройства нового кладбища в Коврове решается уже не первый год. Проект был разработан еще в 2015 году. С той поры чиновники называют все новые и новые даты его открытия. Последняя версия – осень 2019 года. Осень не за горами. А будет ли кладбище?

Умирать нельзя – хоронить негде
В Коврове и его окрестностях находится четыре кладбища. Старое (по шестому маршруту) давно закрыто и отделено от железной дороги щитами. У Коврова-2 тоже давно закрыто по причине близости подземных вод. Закрыто андреевское, а Троицко-Никольское – переполнено. Захоронения сейчас производятся в лесополосе, и такое ощущение, что кладбище наступает на город и вот-вот жители близлежащих улиц увидят из своих окон оградки и кресты. Так что новое кладбище Коврову просто необходимо.

Троицко-Никольское бесконтрольно расширяется, а на ввод нового кладбища денег нет

Еще в 2015 году местные депутаты своим решением включили участок земли за селом Игумново (в сторону Осипово) в состав муниципальной казны. По расчётам специалистов, нового кладбища должно хватить на 48 000 захоронений. Планировалось всё сделать цивилизованно: оборудовать нормальные проезды, установить резервуары для воды, мусоросборники. В 2017 году на эти цели из городской казны были выделены деньги. Прошел конкурс, был определен подрядчик, но в результате договор был расторгнут. Администрация объявила о новом конкурсе, но местные подрядчики на него даже не вышли. Зато за дело взялась фирма из Нижнего Новгорода ООО «Строительная компания Волга».

Троицко-Никольское бесконтрольно расширяется, а на ввод нового кладбища денег нет

Новое кладбище: быть или не быть?
Строительство нового городского кладбища требует больших финансовых затрат. Его стоимость в ценах конца 2018 года – 188,7 млн руб. Проект разбит на 5 этапов. Первый (планировка территории) закончили в прошлом году. Будущий некрополь уже поделён на секторы.
Второй этап делали сразу три подрядчика. На сегодняшний день значительная часть работ уже выполнена (подведена электрика и сделана канализация), остальные проводятся сейчас.

Троицко-Никольское бесконтрольно расширяется, а на ввод нового кладбища денег нет

Для того чтобы завершить все работы, необходимо порядка 83 миллионов. А для того, чтобы ввести кладбище в эксплуатацию, нужно около 27 миллионов – на эти деньги надо сделать ограждение, подъездную дорогу и построить административное здание.
«Если найдем деньги, то сразу объявим конкурс, ориентировочно в августе подрядчик должен будет приступить к работам. А к осени – закончить», – сказал нам заместитель главы города по ЖКХ Ю. Морозов.

Итак, на этот раз новое кладбище городские власти планируют ввести в эксплуатацию осенью этого года. «Но денег пока нет», – говорит Ю. Морозов. А глава города А. Зотов на недавней пресс-конференции заявил, что, возможно, город будет брать кредит.

Порядок на кладбище – чья забота?
Вернемся к существующим кладбищам, которые находятся в крайне захламленном состоянии. Причем копится мусор годами. С одной стороны, следить за порядком – прямая обязанность органов местной власти. На это выделяются деньги. Как сообщил нам Юрий Морозов, старое и Андреевское кладбища убираются за счет бюджета по статье несанкционированные свалки. В год на все свалки города тратится около 5 млн рублей.
За содержание Троицко-Никольского кладбища отвечает МУП «Память». Так, за 2018 год предприятие на уборку некрополя потратило 920 тысяч рублей. УГХ компенсировало 400 тысяч. За апрель этого года на уборку кладбища МУП потратил 362 тыс. рублей, УГХ компенсировало только 40 тысяч. Разница – это прибыль предприятия.

Троицко-Никольское бесконтрольно расширяется, а на ввод нового кладбища денег нет

Как рассказал Юрий Алексеевич, муниципальное предприятие сегодня зарабатывать стало меньше. Клиентов перебивают частники, а у них, по словам Морозова, социальной нагрузки никакой. Получается, что скоро и «Память» не сможет «вкладываться» в уборку кладбища?

Свободные люди в свободной стране
Но все же не будем забывать, что чистота на кладбище зависит и от населения в том числе.
Ведь мусор не только у контейнеров и вдоль дорог, но и в без того узеньких проходах между могилками. Здесь хотелось бы отметить, что зачастую скошенную траву, старые деревянные кресты, ограды и памятники складывают где попало, бывает, прямо на заброшенные соседние могилы, в результате чего к ним невозможно не то что на спецтехнике подъехать, но и подойти. Устраивая самовольные свалки, люди не задумываются о том, кто и как всё это будет убирать.
Мало того, на кладбища свозят и транзитный мусор. Так недавно на Троицко-Никольском в контейнерах появились старые диваны и кресла.
«В цивилизованных городах кладбища чистые, потому что за утилизацию мусора люди платят денежку, – рассказывает Юрий Алексеевич. – А у нас же – свободные люди в свободной стране. Как с этим бороться, мы пока не знаем. Кажется, что процесс этот неискоренимый».
Татьяна НИКИФОРОВА


Оставить комментарий