01.09.2015, 09:22

Спиваемся потихоньку

«Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу: пьют и воруют». Эти слова приписывают Салтыкову-Щедрину. Не исключаем, что их действительно мог сказать великий классик. Значит, справедливость данного высказывания проверена временем. В России по-прежнему пьют и воруют.
Спиваемся потихоньку
Версаль да Черное и белое
Но пусть с воровством разбираются компетентные органы. Мы же заострим внимание на теме пьянства и алкоголизма. В Коврове созданы все условия для того, чтобы эти негативные социальные явления процветали. Водка, коньяк, вино, пиво, экзотические алкогольные напитки – можно сказать, их продают на каждом шагу. Как будто мало было сетевых магазинов и пивных забегаловок. В город вошли специализированные пункты распространения алкоголя под броскими вывесками. Бизнес держится на плаву и неплохо себя чувствует. Бизнес, который строится на слабостях и здоровье людей, на ранних уходах из жизни, на разрушенных семьях, на детских слезах. Какой заслон ставит руководство города этой алкогольной агрессии? О каких запретах мы знаем?
Знаем, что нельзя торговать крепким алкоголем с 21.00 до 9.00, нельзя продавать алкоголь несовершеннолетним под угрозой штрафа. Знаем места, где запрещена торговля спиртным, и расстояния от этих мест, в пределах которых на алкоголь наложено табу. Получил лицензию, выполнил эти простые условия – нет препятствий «патриотам». Кто-то скажет, что не видит особой нужды в ограничениях. Во-первых, народ потребляет качественный, не паленый продукт, что не так пагубно отражается на здоровье. Во-вторых, прячь не прячь, запрещай не запрещай, а свинья грязь-то всегда найдет. С этим трудно не согласиться, но не о «свинье» речь, поскольку ее уже не исправишь. А вот молодых людей, которые после трудового дня «с устатку и не евши» зайдут за баночкой пивка, ограждать от этой заразы нужно. Сначала – баночка, потом – две, затем – целая «батарея», которой хватает, пока идет футбол по телевизору, и, наконец, заключение о пивном алкоголизме.
И магазины, торгующие пивом через каждый метр, этому процессу лишь способствуют. К тому же засилье сетевых магазинов, где цена самой дешевой водки около 200 рублей, не исключает точек, где торгуют самопалом из-под полы, а скорее стимулирует их появление. Губернатор Орлова не устает говорить, что намерена держать жесткую позицию в отношении контрафактного алкоголя. Народ как травился, так и травится. В прошлом году во Владимирской области из-за употребления алкоголя умерло 1190 человек (в Коврове – 186 человек, в Ковровском районе – 47 человек). И эти цифры не учитывают смертей от инфарктов, инсультов или циррозов печени, причиной которых также бывает неумеренное потребление алкоголя.
Культурно отдыхать умеем
По данным регионального отдела Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области потребление алкоголя в Коврове в прошлом году выглядит следующим образом. Розничные продажи спиртных напитков, включая водку и коньяки, – более 172 тысяч декалитров, винодельческой продукции – более 144 тысяч дкл, пива – около 567 тысяч дкл. Выручка от реализации всего этого объема алкоголя сопоставима с годовым муниципальным бюджетом.
Во Владимирской области за прошедшие пять лет (2010-2014) снизилось потребление абсолютного алкоголя с 1250 до 1069,6 тысяч декалитров. Однако это снижение вызвано сокращением потребления водки, а потребление вина (1354 тыс. дкл) и пива (7247 тыс. дкл) жителями области возросло. За шесть месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года продажа водки увеличилась на 3,5%, коньяка – на 4,2%, пива – на 1,4%.
Пьяные и трезвые
Интересна статистика, показывающая самые «пьяные» и самые «трезвые» регионы Центрального Федерального округа. В 2014 году во Владимирской области на душу населения приходилось 7,9 литра водки в год. Это седьмое место из 17 регионов. Лидирует Московская область (10,1 л), на втором месте – Ярославская область (9,8 л), на третьем месте – Тверская область (9,4 л). Зато наш регион занимает «почетное» второе место по потреблению вина на душу населения (9,6 л). Впереди нас лишь Ярославская область (9,9 л).
Оказывается, что у нашего региона не самый большой пивной мамончик в ЦФО. Наоборот, мы здесь третьи с конца (51,4 л). Ну а три «толстяка» – это Московская (97,7 л), Ивановская (71,6 л) и Тверская (64,2 л) области. При пересчете на абсолютный алкоголь Владимирская и Калужская области находятся на седьмой строчке «рейтинга» (7,6 л). Чуть впереди нас Костромская (7,7 л), Ивановская (8 л), Смоленская (8,1 л) области. В «призовую» тройку вошли подмосквичи (10,9 л), ярославичи (9 л) и тверичи (8,8). Правда, им пока что далеко до столицы нашей Родины Москвы (12,9 л).
Ну а самыми «непьющими» регионами стали Курский (5,5 л), Тамбовский и Тульский (по 5,6 л), Белгородский (5,8 л) регионы.
В общем, мы – не самый бухающий регион в округе, но и к трезвенникам нас не отнесешь, так что гордиться особо нечем. Не стоит забывать про 8 литров на душу населения, тот рубеж, с которого начинается деградация нации. По данным статистики в 2010 году этот показатель был 8,65 л, в прошлом году – 7,6 л. Мы стали меньше пить и выбираемся из ямы? Что-то не верится. Скорее всего по причине кризиса потребление алкоголя смещается в теневой сектор.
По данным наркологического диспансера
Кажется, что в том такого, если после работы культурно посидеть с друзьями за пивом, а в выходные съездить на шашлыки под водочку. Наверное, пациенты наркологического диспансера когда-то начинали именно с этого. На сегодняшний момент на учете НДО стоят 3072 человека, из которых 2689 – это алкоголики и потребители (зона риска). Только за прошедшие месяцы года было взято на учет 94 человека. Женщин в картотеке НДО – 583, из которых 519 – алкоголички. Уже нельзя сказать, что у алкоголизма не женское лицо. Зато в диспансере продолжают говорить, что бывших алкоголиков не бывает. И управы на алкоголиков нет, мы от нее за ненадобностью избавились. Вспомним, что система ЛТП благополучно похоронена. Вытрезвителя, и того уже нет.
Проблема алкоголизма бьет не только по тем, кто потребляет, она непосредственно касается их детей. Мы пришли к тому, что на учете в ОПДН родителей стоит больше, чем детей. По информации замглавы города по социалке С. Степановой, на профилактических учетах состоит 204 несовершеннолетних и 363 семьи.
В проекте стратегии развития города на ближайшие 20 лет говорится о необходимости развития и поддержки малого и среднего бизнеса. А направление «Развитие человеческого потенциала» предусматривает борьбу с алкоголизмом, наркоманией и табакокурением. Борьба с алкоголизмом и повсеместная торговля алкоголем – взаимоисключающие пункты. Вряд ли получится сделать так, чтобы и волки были сыты, и овцы остались целы. Говорильня не поможет, нужны конкретные жесткие меры. Администрация области в новогодние праздники было объявила «сухой» закон, но все тогда обошлось легким испугом.
Евгений ПРОСКУРОВ

Оставить комментарий