08.09.2015, 12:05

Битый небитого везет?

Недавно стали очевидцами необычной ситуации на дороге – рейсовый автобус пыталась обогнать его же «корма». Геометрия транспортного средства, перевозящего пассажиров, была настолько нарушена, что казалось будто этот бокоход развалится на первой же яме. И это в то время, когда из-за возросшего числа ДТП с рейсовыми автобусами власти страны всерьез озаботились этой проблемой.
Битый небитого везет?
Без права на контроль
По старой привычке мы обратились за комментариями в ГИБДД. Мол, плохо транспортные предприятия проверяете, раз у них такие машины на линию выходят. Выяснилось, что уже несколько лет, как сотрудники ГИБДД лишены такого права. Вместе с обязанностью технического осмотра всего транспорта у них забрали и надзорные функции. Единственное, на что сегодня имеют право гаишники, – провести на дороге визуальный осмотр автобуса и если будут выявлены технические неисправности вроде «лысых» протекторов, тонировки, неисправного тахографа и т.д., выписать протокол. Что касается внутренних дефектов и неисправностей, то их можно выявить только на станции технического осмотра, которой в ГИБДД больше нет.
Сегодня техосмотр автобусы проходят на частных автостанциях. А ответственность за их исправность при выходе на линию лежит на механике предприятия. Насколько честно ТО проводятся в Коврове, мы судить не беремся. Но что-то подсказывает, что на отдельные моменты глаза все же закрываются. Объективность механика транспортного предприятия тоже под сомнением. Представьте, за полчаса до выхода на маршрут выясняется, что автобус технически неисправен, но передвигаться может, и замены ему нет. Какое решение примет механик в сложившейся ситуации? Да еще и под напором руководителя, которому не нужны проблемы из-за невыполненного рейса.
Сотрудники ГИБДД констатируют грустную действительность: «Все до случая. Серьезные технические неисправности мы теперь можем выявить только в случае ДТП с этим автобусом. Когда, не дай бог, будут тяжкие последствия и назначат техническую экспертизу. Таково законодательство».
Непонятно, чем в свое время руководствовался президент страны Д. Медведев, когда отдавал техосмотр в частные руки, и анализировались ли правительством последствия этого решения. Планируя победить коррупцию и ужесточить условия прохождения ТО, власть получила противоположный эффект. «Покупка» диагностических карт с положительным вердиктом разве что на поток не поставлена. Без государственного контроля предприятиям по перевозке пассажиров грех не расслабиться. Сегодня так и происходит. Тут и экономия на содержании подвижного состава, и отсутствие жесткого контроля за водителями.
Санкции не в помощь
Мы встретились с руководителем АО «Ковровское ПАТП» Рамилем Раисовичем Низамовым. Возглавляемое им предприятие является единственным государственным перевозчиком на территории Коврова. Правда, в его гараже всего пять автобусов, обслуживающих несколько пригородных маршрутов. Основную прибыль это транспортное предприятие получает от предоставления услуг: медицинское освидетельствование водителей, сдача в аренду помещений автобазы, услуги механиков ОТК и т.д. Сегодня кроме «ПАТП» на территории базируется еще четыре частных транспортных предприятия.
В декабре прошлого года «ПАТП» вошло в региональную программу по газомоторному топливу и получило в аренду четыре «Волгобаса». В ходе эксплуатации у механиков предприятия сложилось мнение, что модель «сырая» и требует доработки. Один из автобусов уже месяц стоит на приколе и отремонтировать его не могут, хотя он еще на гарантии. Моторы китайские, программное обеспечение не отлажено. Даже производитель не может дать конкретных советов по ремонту. Рамиль Раисович признает, что «бэушные» «мерседесы» гораздо качественнее. Жаль, из-за санкций их за границей уже не купишь, приходится по объявлениям искать иномарки с пробегом по России. И альтернативы им пока нет. Транспортники готовы поддерживать российского производителя, да конкурентоспособной продукции те не выпускают. О новых иномарках транспортные предприятия мечтают, но позволить себе их не могут. Да и нужны ли они в ситуации, когда с каждым годом объем пассажироперевозок на пригородных маршрутах уменьшается – люди пересаживаются на личный транспорт.
По словам Р. Низамова, механики рублем отвечают за выпуск на линию неисправных машин. Поэтому больше всех заинтересованы и в качественных ремонтах, и в объективных ТО. А от поломок автобусов во время пути никто не застрахован. Яркий пример тому – автобус с обгоняющей «кормой». У него, по словам руководителя «ПАТП», во время пути произошла поломка, и водитель принял решение довезти людей до пункта назначения.
В обратный путь?
31 августа на территории Ковровского района проводилась внеплановая проверка автобусов. По сообщению сайта ГИБДД, было проверено 24 пассажирских транспортных средства и выявлено 15 нарушений административного законодательства. Из них – 9 фактов с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) тахографом, в нескольких случаях – в автобусах было произведено переоборудование, но изменения эти в техпаспорт не были внесены, в одном случае у водителя отсутствовали документы, подтверждающие выпуск технически исправного транспортного средства. 15 нарушений на 24 автобуса. Эти цифры оптимизма у инспекторов ГИБДД не вызывают.
О том, что функции техосмотра и надзора необдуманно отдали в частные руки, сегодня говорят уже на уровне Государственной Думы. Правда, возвращать их государству никто не собирается. По мнению сотрудников ГАИ, если в ближайшее время на уровне законодательства контроль за техническим осмотром хотя бы общественного транспорта не будет ужесточен, негативные последствия бесконтрольности не заставят себя ждать.
У. КРАЙНОВА

Оставить комментарий