27.10.2015, 11:09

Рискуют не только банкроты

На прошлой неделе пленум Верховного суда РФ внес долгожданное постановление «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие процедур, применяемых в делах о несостоятельности (банкротстве) граждан».
Рискуют не только банкроты
Один из важных моментов, на который обратили внимание судьи Верховного суда – при наличии долга менее 500 тысяч рублей, если должник не в состоянии исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок, и признаков неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества у должника, гражданин ВПРАВЕ обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом, а если его долг превышает указанную сумму и должник явно не сможет его погасить, обращение с таким заявлением ОБЯЗАТЕЛЬНО.
Вряд ли читателей нашей газеты заинтересуют проблемы состоятельных клиентов. Нам и дела нет до миллиардеров Ралифа Сафина (нефтяника, отца «певицы» Алсу), Тельмана Исмаилова (экс-владельца Черкизовского рынка), Владимира Кехмана (директора Михайловского и Новосибирского оперных театров) и Марата Баласаняна (основной владелец бизнес-центра «Премьер-плаза»), об исках по банкротству которых сообщали СМИ. Активы этих товарищей явно покрывают сумму иска, что позволяет сделать вывод – иски поданы с целью ускорить выплату долгов, ибо банкротство несёт для них запрет на выезд за границу и вхождение в советы директоров, а значит, возможность управлять бизнесом.
А вот граждан, влезших в потребительские кредиты и перекредиты кредитов, но запутавшихся в долгах и не имеющих возможности с ними расплатиться, в наше время очень много. Конечно, тех, кто набрал долгов более 500 тысяч рублей, не так много, а жители, занимающие в очередном окошке 20 тысяч, чтобы погасить в предыдущем 10 и как-то протянуть до зарплаты, никогда и не думали набирать в долг такую сумму. По словам работников одной из заёмных организаций, расположенных в Коврове, основная масса крупных должников редко должна более 200 тысяч рублей и вряд ли они когда смогут погасить основной долг – почти всё уходит на выплату процентов.
Именно для того, чтобы позволить им вылезти из финансовой удавки, и создан, по уверению разработчиков, закон о банкротстве граждан. Те, кто набрал кучу долгов, могут и сами разобраться в хитросплетениях закона, благо сами в этом заинтересованы, а юристов в городе для помощи в составлении заявления достаточно. Поговорим о проблемах тех, кто и не думал прибегать к процедуре банкротства.
Выдавая кредиты на покупку авто и квартир, банки страхуются – имущество де-юре находится в залоге. Однако возможны ситуации, когда кредиты берутся на развитие бизнеса (например, торговец на рынке решил закупить большую партию товара), а бизнес «не пошёл». Или человек набрал кучу кредитов, продал жильё и уехал из города, не расплатившись с долгами. Или злостный алиментщик решил скрыться из города.
Что последует за этим? Банки, и не только, давно не надеются на обычное исполнительное производство – приставы работают плохо, оправдываясь маленькой зарплатой и большой загруженностью, да и в ситуации, когда должник «увёл» имущество, переоформив его на других лиц, приставы практически бессильны.
Другое дело арбитражные управляющие. Финансово заинтересованные в выявлении имущества как можно на бОльшую сумму, они почти обязательно доберутся до спрятанных от кредиторов активов (квартир, автомобилей, доли в бизнесе и т.п.), переоформленных на других лиц или уведённых за рубеж. Да и счета близких родственников, не имеющих значительных доходов, тоже будут под угрозой – трудно будет объяснить, как человек с официальным доходом в 20 тысяч рублей в месяц имеет миллионные сбережения. Закон позволяет арбитражному затребовать информацию у различных государственных органов и организаций (в том числе банков) и оспаривать сделки должника. Так что бизнесменам и их родственникам, нередко выступающим в роли поручителей, придётся нелегко.
Что касается обычных граждан, то им вряд ли грозит процедура принудительного банкротства, ибо она предполагает прощение части долга и отказ от дальнейшего взимания процентов и штрафов, а банки массово не готовы идти на этот шаг. Однако проблемы могут возникнуть у тех, кто купил какое-то имущество (например, квартиру или автомобиль) у человека, признанного впоследствии банкротом. Вполне может статься, что сделку оспорит арбитражный управляющий, а гражданину останется лишь стать в очередь тех, кто доверил продавцу имущества свои капиталы.
Дабы уменьшить риск, советуем застраховать сделку от расторжения в страховой компании и писать в договоре реальную, а не заниженную стоимость. Конечно, продавцы пострадают – им придётся заплатить государству налог со всего полученного дохода, коим у нас признаётся и доход от продажи имущества. Государство считает, что раз мы продали квартиру дороже, чем её купили, то должны заплатить налог с разницы в цене. Про инфляцию в Налоговом кодексе ничего не сказано.
М. ЗАГЛУШКИН

Оставить комментарий