26.07.2016, 10:11

Машина без водителя

С 11 по 14 июля на территории полигона автозавода ГАЗ «Берёзовая пойма» у Нижнего Новгорода проходили ежегодные полевые испытания мобильных робототехнических систем «Робо- Кросс-2016». Его цель заключается в создании транспорта, который бы перевозил пассажиров без водителя.
Машина без водителя
В числе финалистов оказалась и команда «KSTA Team» КГТА, занявшая второе место в испытаниях со своей автоматизированной моделью «Газель-бизнес» и третье в конкурсе проектов с идеей роботизированной сельскохозяйственной техники «Робо- Кросс-Технологии 2016». От «KSTA Team» команды со своим проектом по роботизации сельскохозяйственной техники выступил капитан команды, стипендиат Президента РФ, студент 3 курса направления подготовки «Мехатроника и робототехника» Андрей Чемихин. А подробности о полевых испытаниях мы узнали у руководителя команды Андрея Карпенкова, кандидата технических наук, заведующего кафедрой автоматики и управления.
– Андрей, расскажите, как проходили испытания «РобоКросс-2016»?
– Начнём с того, что это именно испытания, а не соревнования. Команды находились на реальном полигоне, проживали в палатках, у нас было два-три дня, чтобы доработать свою систему под условия, в которых оказались. Пыльная дорога, периодически шёл дождь. В этом году испытания в основном были направлены на автоматизацию движения робота, то есть робот сам, без вмешательства людей, мог выполнить задание. В стенах академии у нас это получалось, а тут возникли проблемы.
– Какие проблемы? Из-за погодных условий?
– На территории КГТА система управления движением нашего робота измеряла расстояние с помощью лазерного сканера до ближайших объектов (зданий, столбов и т.п.) и достаточно точно определяла местоположение робота и строила карту окружающего пространства. На полигоне рядом не было зданий, разделительные отбойники, установленные вокруг трассы, были на разной высоте и не всегда попадали в зону видимости робота. Вот и возникали проблемы с локализацией автомобиля. И такие проблемы были у многих наших коллег, которые приезжали с различной техникой. Нам повезло в том, что мы заранее продумали запасной вариант – дистанционное управление машиной. За это дают меньше баллов, но многие, кто целиком полагался на автоматизацию, не смогли выполнить поставленное задание. А задание было простое: есть зона старта, метров через двести – разворот. Робот должен был проехать до разворота, объезжая препятствия и не выезжая за границу трассы, развернуться и вернуться обратно, объезжая те же самые препятствия, которые находились уже в других местах (их переставляли судьи).
Машина без водителя
– Что, по вашему мнению, ваш проект может дать будущему?
– Подобные испытания и конкурсы помогают популяризировать научно-техническое творчество не только робототехники, а в целом. Ещё они показывают, что студенты могут практически самостоятельно реализовывать свои идеи. Мы надеемся, что наш проект роботизации наземной транспортной техники, в т.ч. сельскохозяйственной, в будущем позволит увеличить безопасность дорожного движения и избавить человека от утомительной монотонной работы. Уже сейчас решения, которые используются на транспортных средствах, участвующих в испытаниях, планируют внедрить в коммерческом транспорте компании «ГАЗ». Конкретнее – систему помощи водителю. Говоря точнее, компания уже в следующем году планирует выпустить серийный автомобиль с системой помощи водителю. Если смотреть дальше – то это роботизация наземного транспорта, а значит, повышение безопасности и пешеходов, и водителей. Уже сейчас компания «Volvo» использует потенциал российских разработчиков для создания системы обмена информацией между автомобилями, чтобы снизить процент возникновения аварий. А для нас мероприятие стало возможностью узнать свои слабые стороны. Теперь мы планируем их исправить, чтобы в следующем году выйти на первое место. В прошлом году у нас были проблемы с радиосвязью, в этом году мы уже замахнулись на «автономку», но не смогли её до конца доработать.
– Кроме полной автоматизации проекта, какие ещё у вас планы и цели?
– Как только мы справимся с созданием полностью автоматической системы управления движением робота, будем работать над уменьшением её стоимости без потери качества с точки зрения системы управления. Многие детали стоят немалых денег, самый дешёвый лазерный сканер стоит порядка 800 тысяч, а у наших соперников были датчики стоимостью более пяти миллионов рублей. Также будем работать над тем, чтобы система управления машиной была максимально приближена к системе ориентации человека в пространстве. На мой взгляд, наш способ можно использовать и для автомобиля. Конечно, нужны более сложные алгоритмы и вычислительные устройства, но в целом у нас есть и компетенции, и владение современной элементной базой, так что мы в силах это реализовать.
– Есть ли ещё какие-нибудь проблемы, кроме финансовой, которые могут помешать вашей команде достичь цели?
– Наше законодательство под термином «водитель» подразумевает только человека. Системе, пусть и обладающей интеллектом, не доверяют. То есть полноценно транспортное средство без водителя ездить не может, всё ограничивается системами помощи водителю. Так что потребуется на законодательном уровне изменить правила дорожного движения. Тогда на дорогах появятся роботизированные транспортные средства и, с моей точки зрения, движение будет безопасней и менее аварийным, поскольку исключается человеческий фактор. Естественно, также нужно будет создавать различные институты, которые бы проверяли и подтверждали полную безопасность таких роботизированных транспортных систем.
– Спасибо, Андрей, и удачи вам в реализации проекта!
Интервью брала
Анна ОРАНОВА

Оставить комментарий
Могу себе представить адскую смесь на дорогах, в половине автомобилей водители - люди, во второй автоматизированная система. Большего хаоса и представить нельзя.