06.12.2016, 10:38

О равшанах и джамшутах

Однажды в Питере наблюдала интересную картину. Ранним утром у невской набережной. Молчаливым темным потоком шли здесь лица нерусской национальности. Казалось, движение нескончаемо. В его процессе поток растекался на несколько веток и распределялся по городу. Как выяснилось, был важный мусульманский праздник, народ возвращался с моления. Большая часть лиц в этом потоке – однозначно мигранты, приехавшие на заработки из сопредельных государств.
О равшанах и джамшутах





























Много их у нас в гостях
Тогда подумалось: ого-го как наводнили господа мигранты культурную столицу государства Российского. У нас-то в захолустном Коврове таких раз-два и обчелся. Трудятся себе тихонечко на каких-то мелких предприятиях, не видим их и не слышим. Ну, кроме рынков, конечно.
Стоит заметить, нарисованной выше питерской картинке уже десять лет. А буквально в этом году удивлению моему не было предела, когда тоже ранним утром попала в ковровскую маршрутку, переполненную иностранными гражданами, предположительно, выходцами из Узбекистана. Узбеки ехали через весь город на работу. С северного края на южный, где активно строятся многоэтажки. Говорят, по вечерам ковровские гастарбайтеры оккупируют супермаркеты – основательно затариваются перед рабочими буднями. А их молодежь в темное время суток стайками гуляет по улицам. Несмотря на то, что мигранты хотят жить и работать в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Воронеже и Новосибирске, а во Владимирской области им предпочтительнее Владимир (28% от общего числа), Суздальский район (23%) и Александровский район (13%), не побрезговали они и Ковровской землей. Возникает вопрос, а сколько в Коврове иностранных граждан, хотя бы по официальной статистике (всем известно, в таком случае официальную цифру надо умножать в несколько раз, делая поправку на нелегалов).
А будет еще больше...
По данным ковровской миграционной службы, в 2015 году было поставлено на миграционный учет 5225 человек и еще 2292 продлили время пребывания в Коврове. За 10 месяцев 2016 года на учет поставлен 3341 человек, а продлили пребывание 2059 человек. Далее все вновь прибывшие в город могут обратиться за разрешением на временное проживание, или оформить патент (или разрешение) на работу, или получить временное убежище (в случае с украинцами).
Понятно, тут иностранные граждане распределяются на три потока. Причем первый значительно уменьшится потом, ведь квота на выдачу разрешений на временное проживание очень ограничена. Так, в 2016 году на всю Владимирскую область выделена тысяча квот, из нее на Ковров и район распределено 60. По недавней информации с «Зебра-ТВ», в 2017 году число квот во Владимирской области будет значительно увеличено – до 1500. Соответственно, увеличится оно и для Коврова. Источники в миграционной службе пояснили «Зебра-ТВ», что, вероятнее всего, будущий рост числа квот связан в основном не с выходцами из Средней Азии, а с гражданами Украины (у многих беженцев оттуда «подходят к концу полученные статусы, дающие право находиться в России»). Как информируют из ковровского управления по делам гражданской обороны и ЧС, за время вооруженного конфликта в Украине к нам в город прибыло порядка 1000 граждан этой страны.
Патент на трудоустройство
Нас же больше интересует другой поток, а именно иностранцы, приезжающие в Ковров на заработки из стран СНГ. Таких у нас подавляющее большинство. В ковровской миграционной службе на учет встают в основном граждане Узбекистана и Армении. Еще в 2014 году для них Россия ввела патентную систему трудоустройства. Покупают они патент сроком на год и работают. Здесь также есть определенные квоты на трудоустройство, как, впрочем, и для граждан из стран с визовым режимом (например, китайцев).
Помнится, врио губернатора Светлана Орлова три года назад очень прохладно относилась к гастарбайтерам, пропагандируя принцип «работу для владимирцев, а не для мигрантов». Тогда она не хотела подписывать квоту на область в 14 тысяч трудовых мигрантов. Тем не менее они никуда не делись и продолжают приезжать к нам. На прием к сотрудникам ковровской миграционной службы не протолкнешься, порой очередь занимают накануне вечером. И это только чтобы встать на учет.
Патенты же получают в областном центре. К сожалению, во владимирском Миграционном центре не удалось узнать, сколько патентов в этом году было выдано мигрантам, желающим работать в Коврове. И с успехом ли сдают мигранты экзамены по русскому языку, истории и основам законодательства РФ. После настойчивых просьб не назвавшая себя сотрудница центра предложила сделать официальный запрос в МВД (к этому ведомству с недавнего времени принадлежит миграционная служба). А это очень долгий процесс, не всегда заканчивающийся ответом.
Ненадежный элемент
Что примечательно, в ковровской полиции тоже учета местных гастарбайтеров не ведут, хотя и совершают рейды по выявлению нелегалов. Как замечено, мигранты селятся в тех частях города, где жилье дешевле: на Заре, в северной части (район Первомайского рынка и далее), на отдаленных окраинах. Полицейские проводят операцию «Нелегал» приблизительно раз в квартал плюс ездят в рейды по сообщению граждан: здесь полицейские должны реагировать в течение суток. За десять месяцев 2016 года таким образом составлен 91 административный протокол за нарушение иностранными гражданами (большей частью узбеками) правил въезда и пребывания в РФ. Кроме того, по материалам дела был выдворен из страны гражданин Белоруссии за то, что часто нарушал административное законодательство (общественный порядок). Теперь для него навсегда закрыта наша граница. Так же как и для гражданина Узбекистана, который порядка 20 раз попадался на подобных деяниях в прошлом году.
А если вспомнить уголовные преступления, совершённые иностранцами в нашем городе в 2016-м? Угон автомобиля, нарушение ПДД, нанесение побоев и кража числятся за азербайджанцами, молдаванин и двое узбеков пойманы пьяными за рулем, туркмен совершил кражу на стройке, один украинец попался на сбыте наркотиков, еще трое – на кражах. Яснее ясного, что не все гастарбайтеры белые и пушистые. Они находятся в группе риска, некоторые нарушают закон и за ними нужен неусыпный контроль со стороны правоохранительных органов.
Кто виноват, кто прав?
Еще несколько лет назад начальник областного отдела иммиграционного контроля утверждал, что в восьми из десяти случаев на предприятиях работают именно нелегалы. В пример можно привести подпольный цех по производству красной икры в Киржаче, где в сплошной антисанитарии трудились киргизы без регистрации, причем они не имели даже медицинской книжки. Или цех по пошиву одежды в помещениях бывшей прядильно-ткацкой фабрики им. Абельмана в Коврове. Здесь шили подделки под вещи известных евромарок 30 гастарбайтеров-нелегалов из Вьетнама и Киргизии.
Рабочие на пилорамах, уборщики в сфере обслуживания, подсобники на стройках, продавцы и грузчики на рынках – круг обязанностей гастарбайтеров довольно широк. Платят им за труд меньше, чем россиянам. Бытует мнение, что дармовые работники отбирают рабочие места у коренного населения и одновременно помогают работодателям снижать зарплатную планку.
А так ли виноваты гастарбайтеры? Может, корень зла стоит поискать в себе самих? Трудовые мигранты заменяют нас на тех местах, куда мы сами не стремимся попасть. Это нашим руководителям предприятий, фирм и фирмочек удобно платить мигрантам копейки. Это наши законодатели разрешают такое положение вещей. И это наши правоохранительные органы никак не могут справиться со всеми нелегалами и нарушителями закона.
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий