30.06.2015, 10:04

Впереди крутой поворот?

Этот вопрос захотелось задать главе города после областного экономического форума, буквально оглушившего статусом именитых гостей, прогнозами экономического прорыва, многообещающими соглашениями и договоренностями. Анатолий Владимирович Зотов присутствовал на сем мероприятии и, надо полагать, не в роли простого наблюдателя. Отсюда и наш первый вопрос.
Впереди крутой поворот?









































– Анатолий Владимирович, во время форума работало множество дискуссионных площадок, «круглых столов». Вы, в обсуждении каких вопросов принимали участие? Что полезного пытались извлечь из этого масштабного мероприятия для нашего города, его развития?
–Город неплохо представил на форуме свой экономический потенциал и вписался в его главную тему – импортозамещение. Перспективные соглашения подписали руководители КЭМЗ, большой интерес вызвала презентация нового проекта группы компаний «Гудвилл» (Аскона). Понятно, что Ковров будет одним из кластеров импортозамещения, плюс как среда нового обитания. Для Коврова мною подписано соглашение с областной администрацией по поддержке КЭМЗ в целях исполнения им стратегических задач. Я лично участвовал только в одном «круглом столе» – по подготовке кадров в свете решения задач по импортозамещению. Наша академия больше всех завязана на подготовке инженерно-технических кадров. Среднетехническое образование, начальная профессиональная подготовка – все это в Коврове представлено. Вопрос в качественной составляющей. А это подготовка востребованных в экономике специалистов, что предполагает соответствующую техническую базу этих учреждений и дальнейшее трудоустройство выпускников. Чтобы обеспечить кадрами запущенный процесс импортозамещения, взаимосвязь учебного заведения и производственного предприятия должна быть напрямую установлена.
– С кадровым вопросом напрямую связан вопрос качества жизни. Вот «Гудвилл» презентовал на форуме проект «нового формата городской жизни», который впечатлил и областное руководство, и представителей власти федерального уровня. Но Гудвилл – частный город. А что городская власть может предложить основной массе горожан, чтобы формат городской жизни стал привлекательным, чтобы молодежь не уезжала, а приезжала в Ковров?
– Если говорить о внешнем облике города, то пока он далек от идеала. Но кроме улиц, по которым мы ходим и ездим, есть еще основополагающая сфера, которая дает гражданам возможность для удовлетворения бытовых, образовательных, культурных потребностей, для развития личности. У нас один из самых высоких в области показателей по обеспеченности дошкольными, культурными, спортивными учреждениями. Наши школы дают прекрасные результаты – в этом году выпустили 580 человек, из них 63 медалиста. 72% детей, которые учатся в школе, отдыхают в загородных лагерях. И это тоже инвестиции в человеческий фактор. Городской бюджет сосредоточен на социальной сфере. Эта огромная сфера, финансируемая бюджетом города с большими сложностями, работает и дает результаты.
Что касается изменения внешнего облика города, программа его развития есть, но это, прежде всего, предполагает огромные инвестиции в городской бюджет. У нас появились новые микрорайоны. И это абсолютно современный город, где будут новые дороги, уже есть новые социальные объекты – медицинский центр, детсад, ФОК, торговые центры. И люди тянутся туда. В ближайшие годы возникнет новый микрорайон «Андреевка» низкоэтажной застройки. Здесь зарезервирован участок под школу, будет кинотеатр, строится Ледовый дворец. Сюда будет развиваться троллейбусное движение. И люди, которые обладают ресурсами, знаниями, способностями для зарабатывания средств, найдут свое применение и обретут комфортное проживание в Коврове.
Конечно, нужно идти на улицы и старых микрорайонов. В южной части города строится «Ковров Молл» – торгово-развлекательный центр с кинотеатром, и у площади Воинской славы строение обретет завершенный вид. Процесс не брошен. Мы обещали в прошлом году построить большую тротуарную велосипедную дорожку, сделали проект, в этом – закольцуем улицы Комсомольская, Строителей, З. Космодемьянской, Грибоедова, Маяковского и Чкалова. Это тоже элемент среды обитания.
– Однако состояние городского бюджета в комментариях не нуждается. За что ни возьмись, денег нет. Несправедливость по отношению к муниципальным образованиям в части распределения собираемых налогов признают все. Но пока изменений не предвидится. Во время последних визитов в Ковров и губернатор, и депутат ГД Игошин высказали свое видение решения этой проблемы. Первое – в Коврове много крупных предприятий, они и должны напрячься и помочь городу в решении социальных и коммунальных вопросов. С. Орлова даже предложила В. Седову, как председателю совета директоров, рассмотреть это предложение, поделить город на сферы ответственности. Второй совет – активно участвовать в областных и федеральных программах и получать необходимые целевые средства. Ваше отношение к этим советам? Насколько они способны снять остроту финансового дефицита в городе?
Впереди крутой поворот?
– Иллюзий, что принципы бюджетного формирования будут пересмотрены в пользу муниципалитетов, у меня нет. Хотя, по мере возможности, пытаюсь донести проблему финансовой обеспеченности до законодателей на различного уровня совещаниях. Но их решение за рамками наших полномочий.
Что касается программ и субсидий областного бюджета. В программах мы участвуем, и сильно нас не обижают. Мы за последние годы получили большие средства по программе развития дошкольного образования – открыли новые детсады «Сказка», «Бусинка», построили «Изумрудный город». И по спортивным объектам порядка 100 млн получили из федерации и области. Строим Ледовый дворец. При распределении областных средств это в области учитывают, и в этом году нас немного подвинули. Но это не значит, что область Ковров забыла. Вот по программе переселения сейчас есть готовых порядка 38 квартир, которые мы покупаем на Текстильной, 5 и Текстильной, 7. Дома построены в прошлом году, будем оформлять, и жители поедут. Планируем переселить Володарского, 2 в этом году. Квартиры под расселение построены. Идет процедура подготовки строительства дома на Заре для дальнейшего расселения дома на ул. Октябрьской,15. Субсидарные деньги этого года – порядка 69 млн.
Дорожный фонд. Субсидии в части ремонтных работ также присутствуют. На 13,9 областных млн торги прошли с экономией, поэтому сделаем на эти деньги больше, чем планировали. По областной программе идет строительство дороги на Погост и ул. Тургенева. И мы надеемся по дорогам еще на определенную сумму, которая придет в качестве дотации на дорожное хозяйство. В итоге на дороги в Коврове будет вложено больше, чем вложено в прошлом году.
Но проблема с вхождением в областные программы есть. Участие в них требует финансовой составляющей из городского бюджета. А эти деньги не всегда есть. Сейчас мы обратили внимание на федеральные целевые программы, которые не требуют финансового участия муниципалитета. Но чтобы подойти к ним, нужно разрабатывать большое количество качественной документации. А это тоже затраты. Самые актуальные для Коврова – строительство системы водоотведения и ливневой канализации. Учитывая, что куратором города стал вице-губернатор А. Марченко, а он заточен на работу с федеральным центром по целевым программам, мы с его помощью надеемся сдвинуть эту проблему.
– С программами понятно – надейся и жди. Но есть вещи, которые надо делать сейчас. Значит, остается «напрягать» крупные предприятия и бизнес? Как, если они исправно платят налоги? Разговор может быть только на добровольных началах.
– Давайте посмотрим на реальность. 3,5 млн ЗиД вложил в благоустройство площади возле музея, 1,8 – на вход в парк им. Дегтярева, взял на себя уборку улицы Дегтярева. Немалые деньги. В прошлом году 600 тысяч дал на ремонт музыкальной школы им. Иорданского. «Аскона» – без разговоров, все на виду. Сейчас ведем разговор по парку КЭЗ, который будет парком развлечений с технологичными современными аттракционами. Конечно, хотелось бы большего. Но с другой стороны, КБА, КМЗ, ВНИИ «Сигнал», не являясь частными структурами, нормированы финансово. Хотя и они помогают городу.
– Ну а наши средней руки предприниматели? Хотя бы возле своих офисов и помещений навели порядок...
– Крупные предприятия объединены советом директоров, это сложившаяся структура, реальная и действенная. Предприниматели же, при наличии определенных общественных объединений, разобщены. И когда речь идет о помощи, часто в ответ приходится слышать претензии – власть для нас ничего не делает, у нее свой круг фаворитов. И возразить порой сложно – не было у предпринимателей равных возможностей, отсюда и негатив. Но сейчас мы выстраиваем отношения по-другому: мы готовы содействовать решению твоих вопросов, но при условии, что ты в полном объеме выполняешь свои обязательства – погасишь долги, узаконишь объекты, платишь налоги. И другого не будет. Всем, кто ведет бизнес правильно и честно, власть готова помогать. Ведь те же серые зарплаты – это своего рода паразитирование на городском бюджете. Люди не пополняют бюджет, а пользуются всем объемом муниципальных услуг – образовательных, культурных, спортивных, всей городской инфраструктурой.
– Где же те источники – бюджетные, внебюджетные, которые способны пополнить казну? Где вам видится финансовый прорыв?
– В оптимизации. С наполнением доходной части бюджета все предельно ясно. Это легализация заработной платы, работа будет продолжаться с налоговой, прокуратурой. Второе – борьба с самозахватом земельных участков. У нас большое количество горожан заняли бОльшие земельные участки, чем им отведено по закону. И не платят за эти излишки налоги, и не приходят их оформлять. Это и частный сектор, и гаражи. Аренду не платят. Выход – если нет на кадастровой карте этих гаражей, будем сносить – их нет. Вот на ул. Ватутина из 1000 гаражей 10-12 % зарегистрированы. А остальные? И эти люди кричат, что у нас дороги разбитые! Чтобы покрыть дефицит, будем собирать по крупице.
– Но эти крупицы не способны закрыть, скажем, такую брешь, как плачевное состояние инженерных сетей.
– Теплосети, за исключением некоторых участков, в плачевном состоянии. Практически все котельные требуют реконструкции. А без этого комфортной жизни не будет. Мы не способны силами муниципалитета найти выход из этой ситуации. Поэтому сейчас рассматриваем возможность концессионного соглашения с «Владтеплогазом». Его учредители сегодня – «Газпром межрегионгаз Владимир» и областная администрация. Вот эта организация заявила сегодня о желании стать концессионером на площадке всего города, учитывая и Зарю, и северную, и центральную часть города. Условия аренды и инвестиционная программа позволят привести в нормативное состояние городское тепловое хозяйство. И этот шанс мы должны использовать.
Привлечение инвестиционных средств бизнеса – это один из путей решения вопросов развития города при ограниченных возможностях бюджета.
– Вторая проблема – городское водопроводно-канализационное хозяйство...
– Соотношение дебиторки и кредиторки не позволяет «Водоканалу» участвовать в программах с инвестиционной составляющей. На предприятие подано большое количество исков кредиторов, счета арестованы, денежные средства, которые должны аккумулироваться для субсидарного финансирования, отсутствуют. Не скрою, я вижу выход опять же в концессионных соглашениях.
Вообще, к муниципальным предприятиям есть большие претензии. Их порочность в том, что они работают на себя. На одном работники очень удивились, когда проверяющие из мэрии запросили отчет по зарплате. Не показывают собственнику, мол, это коммерческая тайна. Потому что там есть глупые начисления. МУПы должны жестко контролироваться администрацией. И делать это должны грамотные специалисты.
Концессионер деньги считать умеет. Да, он приходит за извлечением прибыли для себя, но он достигает и рентабельности. Путем сокращения затрат, исключения издержек и т.д.
Впереди крутой поворот?
– Надо понимать, этот подход будет распространен и на расходование бюджета?
– Вопрос оптимизации расходов должен был решаться очень давно. В области Ковров несет самое тяжелое бремя социальной нагрузки: у нас муниципальных учреждений культуры, загородных лагерей больше, чем у кого бы то ни было в области. Бюджету это бремя не по силам. Значит, будем смотреть, искать новые формы хозяйственной и финансовой деятельности этих объектов. Нужно жить по средствам и ношу брать по плечу. А мы к этому не готовы. Вот сейчас мы мониторим ситуацию с загруженностью детсадов в летний период. Есть ли необходимость тратиться на содержание в рабочем состоянии всех учреждений? Только начали разговор о возможных способах оптимизации расходов, посыпались звонки. Причем от руководства промышленных предприятий: как? Вы хотите закрыть садик! Мы понимаем, что любые шаги по оптимизации расходов в социальной сфере будут натыкаться на противодействие и непонимание. Но другого пути нет.
– А управленческий аппарат оптимизировать планируете?
– А вы посмотрите показатели по управленческим структурам в области. Среди всех муниципалитетов у нашего муниципального образования и средняя заработная плата ниже, и численность по отношению к 10 тысячам населения тоже.
– Нет, заработная плата как раз должна быть адекватной, иначе и отдача от труда чиновников будет соответственная. При всем консерватизме чиновничьей работы жизнь требует от них свежих решений и предложений. А с этим у нас застой. От кого вы ждете креативных идей, которые бы изменили качество городской жизни? От общественных организаций, консультативных органов, которых создали множество за последнее время?
– Они и создавались для этого. Более того, я приглашаю болеющих за город граждан на заседания этих общественных советов. Объявления размещаются на сайте администрации. И может быть, чьи-то идеи и задумки будут воплощены в жизнь и внесут новую струю в устоявшийся формат городской жизни. Это полезней, чем возмущаться на лавочке или брюзжать на кухне.
– Спасибо за откровенный разговор.
И. Пахомова

Оставить комментарий