30.07.2019, 06:00

Я не скульптор, но…

С этих слов начиналось почти каждое высказывание по поводу эскизов реконструкции пл. Победы на прошедшем заседании градостроительного совета. И продолжалось довольно некрасивыми нападками на молодых московских скульпторов, которые привезли созданные ими модели стел Героев.

За неделю до этого, на рабочем совещании, эту идею – воплотить в стелах, входных группах и стене Бессмертного полка ужасы и разрушения войны – уже раскритиковали. Но на той встрече московские скульпторы Николай Комраков и Луиза Бобокулова не присутствовали и, видимо, только что узнали о том, что их концепция оказалась неприемлемой для Коврова. Скульпторы признались, что времени для новой разработки у них было очень мало, пока «родилась» только идея стелы в виде сквозной, силуэтной звезды из металла с бронзовым барельефом-портретом наверху. Николай и Луиза пообещали, что сделают полноценный эскиз, включив и Бессмертный полк, и входные группы, и цифры. Но чтобы всерьёз приступить к работе, нужно определиться с материалом и с бюджетом. Не устроившие ковровчан объекты делались «под кирпич» старого образца, предложенный на одной из первых встреч с главой и представителями бизнес-сообщества. Но есть и другие варианты: например, бетон.

Я не скульптор, но…

Передёргивание и забалтывание
Слово потребовала Людмила Петрова, руководитель проекта «Мы в ответе за нашу Победу! Мы в ответе за нашу страну!». И обвинила скульпторов едва ли не во вредительстве: «Многие дети не могут назвать даты Великой Отечественной, путают её со Второй мировой. А такие цифры, которые нам предлагают, окончательно детей запутают. Эта концепция вредна для будущих поколений. Это считаю не только я, а все участники нашего проекта – а их более 20 тысяч. Неужели мы в нашем городе сами не сможем сделать стелы из композита, барельефы? И надо спросить ветеранов и тружеников тыла, и их потомков. Вот я потомок, я имею право говорить. Надо спросить и профсоюзы, и почётных граждан, студентов, учащихся, педагогов – это должно быть широкое обсуждение».

Еще о проектах реконструкции площади Победы читайте здесь и здесь.

Вспомнила Людмила Георгиевна и маршала Устинова, и биографию своих родителей, и к чему-то «гибридные войны, задача которых превратить жителей России из народа в население».

Председатель градсовета и главный архитектор города Ирина Абрамова дала оценку этому «представлению»: «Я сейчас стала свидетелем страшного события. За красивыми и высокими фразами кроются печальные вещи. Вы даже не услышали, что вариантов было несколько. Мы все – потомки воевавших и достойные граждане нашей страны. А то, что мы услышали, – мнение только одного человека, а не всех ковровчан, популистская вещь, самореклама».

Я не скульптор, но…

Битва за заказ?
Следующим выступил некий Игорь Курганов. С непонятным высокомерием он упрекал Комракова и Бобокулову в молодости, лишь недавно полученном высшем образовании, требовал показать ему портфолио, уверенно заявлял, что силуэтная звезда «нарисована на коленке», а бронзовые таблички с портретами Героев немедленно с них оторвут, и никакое видеонаблюдение не поможет.
Когда члены совета спросили, а что же предлагает оратор, он заявил, что узнал о мероприятии два дня назад и времени разработать эскиз у его организации не было.

Хотя г-н Курганов присутствовал на пару с Л. Петровой на рабочей встрече за неделю до градсовета. Тогда глава города назвал дату новой встречи и предложил всем желающим присоединиться и «накидать» идей. Но их, видимо, нет. Зато есть желание получить выгоду. В финале пассионарного выступления И. Курганов стал пиарить новый синтетический материал – композит, из которого было бы так здорово сделать элементы площади. Даже принёс с собой образцы. Видимо, те, что может изготовить его фирма, которая занимается производством строительных металлоконструкций. Звучало и название мастерской, где могут сделать проект.

В поисках компромисса
Николай Комраков на провокацию не поддался и ответил с достоинством: «Я тоже не хочу делать проект на скорую руку. Мы работали в вашем городе, собираемся и дальше сотрудничать и краснеть за результаты не хотим. И были бы рады поработать в команде с вашими скульпторами. Но композит я не очень приветствую – я поклонник натуральных материалов». И. Абрамова тоже сказала, что хоть за композитом большое будущее, но именно на площади она его «не видит».

«Площадь Победы – это наше величие, память нашим воинам. Молодёжь тяготеет к авангарду. А мы воспитаны в другом духе. Нам нужно величие», – заявил В. Тихомиров, ветеран КЭЗа.


«У нас сейчас одни эмоции, – сказала начальник управления культуры Наталья Пояркова, – а нам нужно мнение профессионалов, умеющих оценивать пространство». И профессионал взял слово. Художник-конструктор завода им. Дегтярёва Павел Раскин московских авторов поддержал: «Мы – пожилые, у нас взгляд уже где-то заштампованный. А эти скульпторы – молодые, со свежим взглядом. Я бы с удовольствием посотрудничал с ними на этом проекте».

Так может не спешить?
В итоге решили: собраться ещё раз через месяц. За это время и московские скульпторы, и ковровские коллеги (если пожелают) подготовят новые варианты.
А в целом, хоть абсолютно все высказывались о недопустимости решения «на скорую руку», видимо, его не избежать уже по той причине, что сегодня ковровский бюджет не «осилит» ни гранит, ни мрамор. Ту самую классику, по которой создавался основной монумент. А значит, уходя от нынешнего «разностилья», мы придём к такому же, только новому – а никак не к единому архитектурному решению. Так, может, пока оставить всё как есть и решать более насущные городские проблемы?
Ольга АБРАМОВА

Оставить комментарий