Наш ковровский автомобильный мост через Клязьму мне всегда напоминает о жарком лете 1972 года, аналог которого случился в недавнем 2010-м. Во время летнего зноя 72-го, когда тоже горели леса и в городе повсюду стоял горьковатый запах гари, все, кто только мог, пропадали на пляже. У отца в июле был отпуск, маму тогда положили на лечение в первую горбольницу, и мы каждый день ездили на велосипеде ее навещать. А потом прямо от низенького деревянного одноэтажного больничного корпуса отправлялись купаться. Переезжая Клязьму по еще старому деревянному мосту, можно было наблюдать, как буквально не по дням, а по часам растет напротив новая высоченная бетонная переправа. Там постоянно работала тяжелая техника – бульдозеры, грузовики, краны и экскаваторы, громоздились кучи песка и бетонных плит.Когда новый мост построили, то он стал популярным местом для прогулок ковровчан. Ходили глядеть не столько на сам мост, сколько любоваться видами с него. Для многих неприятным открытием стало то, что мощнейшее на вид сооружение ощутимо сотрясалось от каждого проезжающего грузовика. Некоторые женщины испуганно прижимались к перилам и торопились уйти ближе к берегу. Но несмотря на эти раскачивания, мост до сих пор служит исправно уже 45 лет, хотя возраст уже дает о себе знать…
История этого моста началась в 1966 году, когда горьковская специализированная строительная организация Мостоотряд № 1, образованная в июле 1941-го как мостовосстановительный поезд на Киевском направлении Юго-Западного фронта, начала возводить в Коврове новый мост из металла и железобетона. В 1969-м этот объект в основном был закончен. Но окончательно работы завершили лишь к 1972 году. Достраивались пешеходные лестницы, ведущие с моста вниз на берег реки. К новому мосту, сооруженному в сотне метров выше по течению от прежнего, подвели насыпь под шоссе, рядом соорудили защитные дамбы, выложенные бетонными плитами. В результате намыва песка для дамб и шоссе на левом берегу Клязьмы напротив Коврова образовались озерца, которые, как и сами дамбы, стали любимым местом отдыха горожан. А сам мост еще долго именовался горожанами «новым мостом».
Сегодня этот мост уже давно не новый. Бетон выкрашивается со временем, особенно при воздействии вибрационных нагрузок, нагрузок от тяжеловесного транспорта и ультрафиолетовых лучей. Последние ремонты (наиболее масштабный был в 2007 году, обошедшийся в 20 млн рублей) полностью проблемы моста не решили. А бетонное покрытие защитных дамб и вовсе пребывает в плачевном состоянии. Бетон потрескался и во многих местах разваливается, обнажая ржавую арматуру. Тяжелые плиты отламываются, словно плитки шоколада. Эти железобетонные конструкции обильно поросли травой и кустарником, которые еще больше разрушают старый бетон. Местами эти сооружения выглядят как остатки укреплений и дотов времен войны.
Весь комплекс гидротехнических сооружений – мост и прилегающие объекты – нуждается в серьезном капитальном ремонте. Иначе в случае рекордного половодья дамбы могут быть прорваны, а мосты на Клязьме, обманчиво спокойной и имеющей достаточно коварный характер, могут падать. Подтверждением тому служат исторические примеры апреля 1867 и января 1979 годов. В первом случае обрушилось два пролета металлического железнодорожного моста через Клязьму у станции Ковров-1, а во втором во время сильнейших 40-градусных морозов не выдержали ставшие хрупкими конструкции железобетонного автомобильного моста через Клязьму у деревни Пенкино Камешковского района тогдашнего шоссе Москва – Горький. Пенкинский мост был построен в 1963 году и был очень похож на ковровский. После катастрофы 1979-го его капитально не ремонтировали, лишь восстановили рухнувший пролет. Только в 2000-е эту переправу привели в порядок, а сейчас там вновь ведется капитальный ремонт. Но до ковровской переправы руки пока так и не дошли. И несмотря на привычку, проходить по раскачивающемуся мосту становится все страшнее.
Николай ФРОЛОВ