08.05.2018, 08:55

Живописный «дуэт»

В ДК им. Дегтярёва состоялось открытие выставки-«дуэта» иконописца Валерия Тихомирова и пейзажиста Бориса Седова. Организовала мероприятие Татьяна Петуховская, руководитель Центра досуга ветеранов завода им. Дегтярёва, для своих подопечных. Но вход был открыт для всех желающих.
Живописный «дуэт»
История Валерия Тихомирова известна всем ковровчанам, интересующимся искусством. Он с юности увлекался живописью, но его профессиональная жизнь была связана с КЭЗом, где он возглавлял бюро технической эстетики. Занимался художественным конструированием экскаваторов, а также разработкой интерьеров цехов и социальных объектов.
На открытии выставки Валерий Александрович большую часть выступления посвятил воспоминаниям именно об этом времени, которое считает лучшим в своей жизни. Но началась перестройка, завод был погублен и разграблен. И требовалось новое дело, к которому можно приложить душу и руки. Совместно с другом-художником Юрием Кузнецовым (ныне покойным) Тихомиров начинает заниматься иконописью.
Живописный «дуэт»
Но просто копировать старых мастеров не хотелось, нужно было найти что-то своё. Идея пришла после посещения одной из выставок: у святых на иконе Византийского периода одежды были расписаны точечной техникой. Попробовали сами – получилось. Уникальную технику запатентовали. На творчество было получено благословение митрополита Евлогия, и все иконы освящены.
Тихомировым написано более тысячи работ; большинство находится в частных коллекциях Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска. Многие подарены храмам, музеям, друзьям. «С 1987 года, когда мы начали создавать первые иконы, и по сей день во всей России, насколько я знаю, такие иконы создавали только мы с Юрием Кузнецовым, – рассказывает В. Тихомиров. – Техника очень трудоёмкая, один московский профессор назвал её «цветовая матрица». Сначала пишешь классическим способом, наполняешь икону светом и тенями. А уж потом накладываешь орнамент из точек: до 25-26 тысяч, и все разные по размеру и оттенку. На каждую «бисеринку» краска накладывается несколько раз. Надо правильно расположить цвета – чтобы они не перекрывали друг друга и не сливались. На одну икону уходит около месяца, но я получаю огромное удовольствие от их создания. Работаю в основном по ночам – домочадцы ругаются, но для меня это самое творческое время».
Живописный «дуэт»
Валерий Александрович признаётся, что верующим был с детства, но, когда был маленьким, в церковь ходить не любил. «Мама и тётушки меня туда иногда водили, но мне было неуютно: с икон на меня смотрели суровые лица, и я всё время боялся, что они меня накажут». Наверное, поэтому у его образов – лики добрые и светлые, и созерцателям дарят радость и умиротворение.
Кроме бисерной техники, Валерий Тихомиров занимается гравировкой икон на билах. Это плоские пластины, которые в старину, когда православные храмы только создавались, заменяли колокола. Делали их из различных материалов – дерева, меди, камня, хрусталя. Била и по сей день озвучивают многие храмы, а также сопровождают торжественные мероприятия; сейчас они в основном делаются из металла.
Живописный «дуэт»

Некоторое время назад Валерий Тихомиров получил заказ от столичной фирмы: выгравировать на билах иконы. Сложность в том, что каждая плита должна быть определённого веса, который определяет её место в музыкальной гамме. При гравировке обычным штихелем часть металла убирается, и звук меняется. Поэтому нужна особая техника, при которой поверхность не «стёсывается», а раздвигается.
С тех пор пошло начало ещё одного увлечения Валерия Александровича – игры на билах. С той фирмой он договорился, что за работу ему заплатят не деньгами, а звонницей. Сам научился игре на ней по определённой технике, и, кстати, выставка в ДК открылась мини-концертом. Собравшиеся с замиранием сердца внимали чистому торжественному звуку.
Живописный «дуэт»

Второй участник выставки Борис Седов рисует, сколько себя помнит. В школе с одноклассниками они даже устраивали творческие соревнования: кто лучше скопирует картину известного мастера. Особой популярностью пользовались знаменитые «Три богатыря» и «Витязь на распутье» Васнецова. В дальнейшем продолжал учиться по картинам великих мастеров – Шишкина, Саврасова, Левитана.
Перерывов в увлечении было всего два: когда служил 4 года во флоте и когда надо было получать образование. Совмещать работу и учёбу на заочном отделении было трудно, и на творчество времени совсем не оставалось. Но сейчас, на пенсии, он может полностью отдаваться любимому делу. В его «копилке» более 150 работ. Борис Николаевич родом с Урала, но в Коврове прожил большую часть жизни, и в основном его картины передают красоту второй родины. Но немало и морских пейзажей. Благодаря службе во флоте, море навсегда осталось в сердце художника. Работы Б. Седова участвовали во многих выставках, и не только городских и региональных, но и всероссийских – в Москве, Иванове, Ульяновске.
Живописный «дуэт»

Поздравить живописцев пришла председатель объединения ковровских художников Елена Таранина – она пожелала, чтобы их по-прежнему сопровождали вдохновение и радость творчества, которыми они так щедро делятся со зрителями.
Выставка будет работать до 16 мая.
О. АБРАМОВА

Оставить комментарий