Большинству ковровчан нет никакого дела до того, кто будет в сентябре выбирать главу города – они или депутаты. Это стало окончательно ясно на публичных слушаниях 12 марта, посвящённых изменениям в Устав (замене всенародных выборов на заключение контракта горсовета с будущим мэром).«Премьера» в регионеВёл мероприятие зам-председателя горсовета Александр Котляров. Он подробно разъяснил процедуру проведения публичных слушаний и их программу. Следуя ей, рассказал, что из себя представляет каждая из трёх возможных для Коврова процедур выбора главы, и огласил изменения в Устав города, которые нужны для модели, предложенной общественностью в лице трудовых коллективов механического завода, КБ «Арматура» и «Асконы» и предварительно одобренной горсоветом.
Вкратце: претендентов на роль главы города будет рассматривать конкурсная комиссия из действующих депутатов и представителей губернатора, а одного из двух (или более) лучших кандидатов выберет горсовет следующего созыва тайным голосованием. Во Владимирской области эта модель ещё не применялась, но ею пользуются в Нижегородской и Ивановской. В федеральном законе она существует с 2015 года.
С «вышкой» и без судимостиКогда изменения в Устав вступят в законную силу (после регистрации в органах юстиции и опубликования), горсовет рассмотрит порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы и порядок назначения половины конкурсной комиссии по проведению конкурса. А. Котляров «пробежался» и по нему, обозначив основные требования к будущему главе: кроме само собой разумеющихся (типа гражданства РФ и наличия пассивного избирательного права), это высшее образование, стаж не менее 5 лет на руководящих должностях в отраслях производства, права или финансов и тому подобных сферах, отсутствие судимости и т.д.
Если на должность главы выдвигается депутат Госдумы, ЗС или горсовета, он должен сложить эти полномочия после избрания (интересно, как в этом случае будут себя чувствовать избиратели такого депутата?).
Выдвигать кандидатов может губернатор, общественное объединение, собрание граждан по месту жительства, допустимо и самовыдвижение. Кстати, новый мэр не будет муниципальным служащим, поэтому верхней границы возраста для него не обозначено, только нижняя – не моложе 21 года.
Конкурс должен быть объявлен не позднее чем за 60 дней до истечения срока полномочий действующего главы – то есть до 8 июля. На приём документов от кандидатов отводится 20 дней.
Народ не спросилиОсновная мысль доклада единственного записавшегося на выступление – замглавы Максима Нечваля – заключалась в том, что это наиболее оптимальная модель на сегодня. Она-де даёт возможность занять пост компетентным специалистам с опытом работы и базовыми знаниями. Чётко прописанные требования гарантируют определённый уровень профпригодности будущего главы, а грамотно составленный контракт определит компетенцию и навыки. Глава будет подотчётен и депутатам, и населению через них. Кроме того, конкурсная процедура обойдётся бюджету дешевле, чем прямые выборы.
Единственные возражения и вопросы прозвучали от 4-5 человек, среди которых были депутат ЗС по спискам от КПРФ Лариса Емельянова и руководитель регионального отделения партии «Родина» Магамед Ахматов (прямого отношения к Коврову не имеющие), а также пара местных блогеров.
Их претензии касались в основном того, что городские власти не поинтересовались мнением народа – например, не организовали референдум. В частности, М. Ахматов поделился результатами социологического исследования, которое провёл в нашем городе с товарищами по партии: из 600 ковровчан 71% высказался за всенародные выборы главы, 14% затруднились с ответом, 15% оставили выбор за депутатами.
А. Котляров ответил, что горсовет официального соцопроса не проводил, однако на встречах с избирателями и приёмах граждан депутаты интересовались их мнением, и категорических возражений люди не высказывали.
А спросить-то не у кого!Тут можно было бы поспорить и привести, к примеру, результаты опроса, проведённого депутатом горсовета Романом Рябиковым и оглашённые им на прошлом заседании: 51% избирателей однозначно высказались за прямые выборы. Но, пожалуй, не стоит. Вход на слушания был открыт, записаться на выступление за полчаса до начала и высказать своё мнение мог любой, но, кроме М. Нечваля, этой возможностью не воспользовался никто.
Сам термин «публичные слушания» предполагает живое обсуждение, но у большей части присутствующих такого желания не наблюдалось. Всего в малом зале собралось около 80 представителей трудовых коллективов, общественных организаций, политических партий, горсовета, администрации и СМИ. Маловато для разбора жизненно важного для города вопроса, да и лица наблюдались сплошь знакомые. Раз те ковровчане, что на соц-опросах категорично высказывались за всенародные выборы (а это, как минимум, 103 человека у Рябикова и 426 – у Ахматова), не удосужились лично прийти и хотя бы попытаться отстоять свою точку зрения, значит, не так уж принципиален для них этот вопрос.
В течение десяти дней по итогам публичных слушаний будет подготовлено заключение и опубликовано в СМИ. Затем проект обновлённого Устава снова рассмотрят на комитете по местному самоуправлению и на Совете. Окончательный вариант направят на регистрацию в органы юстиции, затем опубликуют, после чего он вступит в законную силу.
В. НОВИКОВА