27.03.2019, 06:00

Угрожают ли роботы ковровским рабочим?

На некоторых пищевых предприятиях Владимирской области незаметно появляются импортные роботы, и также незаметно увольняют людей. Во владимирских автобусах появились валидаторы, о желании заменить ими кондукторов говорят и в ковровском УТТ. Так ли уж иллюзорна угроза массовой безработицы, мы пытались понять, восстановив историю роботехники в Коврове и узнав мнение разработчика беспилотной «газели» из КГТА.

Первый робот в Коврове
Кусок спецметалла весом 40 кг рука-манипулятор подхватила и отправила на размагничивание, затем вставила в обрезной станок, повернув на 180 градусов, отправила на токарный станок, а после всех манипуляций поставила в накопитель. Так в цехе №3 Ковровского механического завода в 1976 году впервые в городе появился робот.

Первых роботов в Коврове продвигали директор КМЗ Рональд Саркисов и главный инженер Владимир Федоров. Владимир Григорьевич через 2 года уйдет руководить ЗиДом, где продолжит работы по внедрению роботов. Но прежде он за разработку роботизированной линии на основе роботов «Универсал 15» получит госпремию вместе с начальником отдела Валерием Дмитриевым, начальником обслуживания Николаем Седенковым и слесарем Михаилом Колонцевым. Все в советской традиции – наградить всю линейку от директора до рабочего.
У нас есть уникальная возможность узнать, как изменились тогда условия труда и пошли ли за этим сокращения. Как оказалось, никого не уволили. КМЗ начал работу со станками ЧПУ, людей просто переучивали.

Угрожают ли роботы ковровским рабочим?

Ковров на первом этапе роботизации
Заведующий кафедрой робототехники и комплексной автоматизации КГТА Андрей Карпенков считает, что и теперь бояться нечего. Роботы могут только улучшить условия труда и повысить квалификацию рабочего:
«В советское время процесс роботизации не был непрерывным и равномерным, на предприятиях вводились отдельные участки. Понятное дело, что речи о сокращениях не шло. Станки с ЧПУ позволяли выпустить качественно больший объем продукции, но вместе с этим повышали количество обслуживающего персонала. Первый этап роботизации в Коврове прошли и ничего страшного не случилось.

Второй подразумевает создание целых роботизированных линий. Но применимы они только на крупно-серийных производствах, таких как автомобильное. Мои знакомые посещали завод известного пивного бренда в Чехии, так вот на нем трудится всего 30 человек. Настолько высок уровень автоматизации. В Коврове такая линия подойдет только для производства матрасов в «Асконе», где уже давно все автоматизировано, но никто не видел толп безработных сборщиков матрасов.

Угрожают ли роботы ковровским рабочим?

Робот оружейника не обидит
Оборонное производство – мелкосерийное, там робот никогда себя не окупит. Они уже используются для изготовления отдельных частей или даже узлов, но выпустить целиком ракету или пулемет робот не сможет. Видел где-то робота на запрессовке, оттуда действительно ушел человек. На производстве газовых центрифуг в КМЗ и на Камешковском механическом заводе используется роботизированная сварка. Наверное, кого-то переучили, а кого-то сократили. Но сварщика убрать робот не сможет. Он получает лишь команду как варить, а параметры задает человек, причем профессиональный сварщик. Так что работникам заводов опасаться нечего.

Насколько я знаю, КЗТО при открытии сразу построил автоматическую линию для своих торговых аппаратов. Так что и тут работников не увольняли.


«Мне нужна твоя одежда, сапоги и мотоцикл…»

Как работают роботы на транспорте, хорошо видно на примере Москвы. Технически все решается просто: сканер на входе, оплата с помощью умных часов, телефонов, карточек. Турникет на входе создает очередь, и при этом никто не гарантирует, что безбилетники не забегут во вторую и третью дверь. Получается, все равно нужны контролеры, выписывающие крупные штрафы. Тогда возникает вопрос, чем плох старый добрый компостер? То же самое только без электроники и в разы дешевле.


На заводе «Протон» в Коврове выпускали систему пассажироучета по изменению веса в салоне. Вероятно, когда беспилотные автобусы выпустят в город, воспользуются для контроля чем-то подобным. Если нагрузка на пол выросла, а оплата не прошла, он просто не поедет.
Кстати, беспилотный транспорт на городских дорогах не такая уж далекая перспектива. В ПДД ввели значок на стекло автоматического транспортного средства. Если раньше шарахались от буквы «У» в треугольнике, теперь страх первое время вызовет буква «А», означающая, что водителя за рулем нет. Кстати, для разработанной в КГТА «газели»-робота мы скоро получим такой значок. Он пока нигде не продается, для нас сделают на заказ».

Как Ковров заработает на роботах

В Ковровской академии не только не опасаются нашествия машин, но и сами их активно разрабатывают. Кстати, сейчас во главе проекта как раз стоит Андрей Карпенков. Автомобиль умеет ездить в беспилотном режиме, сам видит дорогу и ориентируется в знаках. Академия заключила договор с ЗиДом. Завод интересует внутризаводской транспорт. Аналогичные разработки ведет «ГАЗ». Но и тут ковровчанам бояться нечего. ЗиД не просто хочет заменить свои мультикары беспилотниками, он хочет такие системы выпускать. Значит, дело идет не к сокращениям, а, наоборот, к набору специалистов. Станки с ЧПУ выпускаются на КЭМЗ.

Мало кто знает, Первый клинический медцентр имеет лицензию на производство медицинского оборудования. А на кафедре приборостроения Ковровской академии не случайно открыли медицинский профиль. Роботы сейчас ассистируют врачам, робот ставит титановый штифт в позвоночник точнее и быстрее опытного хирурга. Медицинское оборудование – колоссальный рынок, на который вскоре могут выйти ковровчане.


Основатель Доброграда Владимир Седов обмолвился на встрече с общественностью во Владимире, что думает продавать CRM-систему, разработанную для управления Доброградом, другим муниципалитетам. Ничто не мешает демонстрировать и тут же продавать остальные технологии «умного города».
За всю историю развития автоматизации никто не видел толп безработных людей. Роботы стимулируют людей учиться и повышать квалификацию, делают товары доступнее, а жизнь лучше. Производство роботов – крайне перспективный бизнес, а в Коврове сошлись несколько факторов, позволяющих городу хорошо заработать на этом.
Александр КЮННАП

Оставить комментарий