09.07.2019, 06:04

«Я ничьего места не занимала...», или Откровения мигранта

Этой весной принят упрощенный порядок получения гражданства РФ для жителей Донецкой и Луганской областей. Возможно, он сделает чаяния мигрантов реальными. Ведь до этого момента препон было множество. Наш рассказ о семье, которая не один год пытается закрепиться на Ковровской земле.

«Я ничьего места не занимала...», или  Откровения мигранта

Выбраться из мясорубки
Татьяна Н. со своим мужем Борисом жила в Северодонецке Луганской области. Она трудилась учителем, он имел рабочую специальность и даже не одну, что очень помогало, потому что зарплаты были откровенно маленькими. Помогало оставаться на плаву и подсобное хозяйство. Как признается Татьяна, в ее стороне практически все держат птицу, скот, возделывают пашни.

Во время вооруженного конфликта город попал под постоянные обстрелы, пережил танковое наступление, поскольку здесь крупный химический завод. Борис отправил Татьяну в другой город к дочери-студентке, а сам ушел в ополчение. После захвата украинскими войсками территории Северодонецка (город в составе части Луганской области отошел к Украине), мужчину арестовали. Возможно, кто-то донес, что он выступал против действующего режима.
Борису повезло: после недельной отсидки его отпустили под подписку о невыезде. И семья тут же стала готовить побег в дружественную Россию. А куда же еще? Польша давно наводнена украинцами, и относятся там к ним, мягко сказать, неласково. В другие европейские страны можно попасть, имея за душой сумму покрупнее, или замуж. А Россия сочувствует притесняемым, к тому же Татьяна и Борис застали времена Советского Союза, образование в СССР получали.
В тисках бюрократической машины

Борис выехал первым, чтобы не на пустое место привозить жену с дочерью. Из Москвы его вместе с группой беженцев распределили в Ковров. Он довольно-таки быстро получил разрешение на временное проживание. Татьяна, приехавшая через полгода, за квотой на временное проживание занимала очередь с шести часов вечера и февральской ночью стояла в живой очереди у дверей миграционной службы. Но с получением РВП у нее случилась-таки загвоздка. Сначала миграционную службу смутила буква «е» в фамилии соискательницы (в одном из документов над буквой стояли две точки, в других нет). Предлагалось ехать обратно в Украину переписывать документ. Как выяснила Татьяна, этот шаг не принес бы результата. Потом надо было сдавать экзамен по русскому языку, несмотря на то, что в дипломе времен СССР у Татьяны две специальности: учитель русского языка и литературы и учитель английского языка. Диплом, оказавшийся действительным для устройства в школу на Ковровской земле, в миграционной службе веса не имел.

По словам Татьяны, она «принципиально сдавать не стала, и «экзаменационные» 6 тысяч – большая сумма для мигранта – остались в семейном бюджете. Дело было в подвешенном состоянии, пока в миграционном центре не сменился начальник. Человеческий фактор, однако».


А вот вид на жительство ни Татьяне, ни Борису не дали. Дескать, фотографии просрочены. Когда им исполнилось 45 лет, их украинские паспорта хранились в миграционной службе. Снова здорово – надо ехать в Украину переклеивать фото, но с российским штампом РВП в паспорте это практически невозможно.
«Все наши доводы разбивались о бюрократическую машину, – рассказывает Татьяна. – Я даже написала письмо в ЛДПР, просила помощи у Жириновского. Там разбираться не стали, странную отписку прислали и все. Я оставила все потуги. Узнала, что во Владимирской области с 2018 года действует программа по переселению «Соотечественники», дающая возможность получения паспорта РФ. В районах приоритетного заселения, например, на Дальнем Востоке, она есть давно. Мой двоюродный брат, переехавший из Украины во Владивосток, получил гражданство уже два года назад. Подумала – эта программа нам поможет закрепиться в Коврове. Если не попадем в нее, поедем на Дальний Восток или в Сибирь, где это проще».

В борьбе за паспорт РФ
Борис и Татьяна – подходящие кандидатуры для программы: жили при СССР, плюс Татьяна владеет востребованной профессией. В декабре 2018 года они начали готовить документы на гражданство. По утверждению нашего респондента, на ул. Абельмана, 39, где теперь размещается ковровская миграционная служба, заполнять «простыню» заявления мигрантам было предложено с помощью интернета. Или есть вариант заплатить частной конторе. На официальном сайте МВД имеется шаблон, однако «шапка» пишется на имя конкретного начальника, который может смениться. К тому же, массу недочетов находят специалисты миграционной службы. По мнению Татьяны, порой их претензии необоснованны. Заявления супруги сдавали 6 раз. А каждый раз при сдаче мигрант платит госпошлину. Около 20 тысяч семья из двух человек потратила только на эти заявления, а вообще и не счесть. На госпошлины, медкомиссии, переводы паспортов на русский язык, нотариусу... Понятно, что государству нужны деньги, что паспорт РФ дает мигрантам широкие возможности трудоустройства, получение кредитов, бесплатное медобслуживание и право на последующую пенсию. Но не столь же беспардонно обирать тех, у кого за душой гроши.

В цифрах и фактах
За прошлый год на учет ковровского отдела по вопросам миграции поставлено 9666 человек, в этом году добавилось еще 3939 человек. Из них 643 и 179 украинцев соответственно. В 2018 году 92 мигранта получили паспорта РФ, в этом году – 49, основная их масса – бывшие граждане Украины.
Напомним, в апреле 2019 года президент Владимир Путин подписал указ об упрощенной схеме оформления гражданства для жителей Донецкой и Луганской областей. Для этого им достаточно РВП, или вида на жительство, или статуса временного убежища. Причем хотя бы одному члену семьи. Срок рассмотрения заявления – 3 месяца.

А герои нашего повествования уже в ожидании российских паспортов по ранее вышедшей программе «Соотечественники». И когда получат, не знают.
За четыре года в Коврове они потихоньку обросли хозяйством. Борис (на все руки мастер) выкупил участок земли над Клязьмой с полусгоревшим домом, ремонт идет полным ходом. Их дочка окончила в Украине вуз по специальности переводчик. Два года пыталась найти подходящую работу у нас, но с украинским паспортом переводчиком не берут, а в школах предлагают сущие копейки. Осталась гражданкой Украины и уехала преподавать английский язык в Китай.

Имена фигурантов изменены
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий