13.08.2019, 06:00

Ковровский предприниматель рассказал, почему закрыл бизнес

200 ковровских предпринимателей в прошлом году прекратили деятельность, закрыв ИП (городской бюджет в результате потерял более 100 млн руб.). И эта тенденция сохраняется. Причём, как показывает статистика, по всей стране – за последние три года количество субъектов малого бизнеса уменьшилось на 20 тысяч.

Малый бизнес либо сворачивается, либо уходит в какие-то другие сферы, куда ещё не добрались щупальца контролирующих органов. В последние годы количество закрывающихся ИП превысило количество открывающихся. Половина ИП не «доживает» до трёх лет. А во Владимирской области 94% всех работающих жителей трудятся по найму, и только 6% – сами на себя.

«Раскулачить» на пенсию
Когда думаешь о причинах, сразу рисуешь себе картины «закошмаривания» и рэкета в стиле 90-х. Однако выясняется, что с жалобами на такое ковровские бизнесмены не обращаются: даже единым днём приёма предпринимателей, прошедшим недавно в прокуратуре, никто не воспользовался.

Оказалось, что на самом деле всё гораздо проще, прозаичнее и... безнадёжнее. Нам удалось побеседовать с одним из молодых ковровских предпринимателей на условиях анонимности рассказвшим о проблемах, с которыми приходится сталкиваться каждый день. В какой-то момент большинству это просто надоедает.
«Самая главная проблема, если ты работаешь «по-белому», – это налоговая нагрузка, – говорит Артём (назовём его так). – Особенно если ты работаешь не один, а нанимаешь персонал: почти столько же, сколько платишь сотруднику, ты плюсом должен отчислять за него в различные фонды. Но даже работая один, ты теперь обязан платить 35 тыс. рублей в год: 32 в Пенсионный фонд и 3 – на обязательное медицинское страхование. По ПФ за последние годы увеличение произошло в разы. Такое ощущение, что наше государство решило не заморачиваться поиском вариантов наполнения бюджета и Пенсионного фонда, а переложить проблемы на плечи мелких и средних предпринимателей. Хотя эта «прослойка» сама по себе рискованная и нестабильная.

Причём если раньше налоговую можно было обойти хотя бы за счёт онлайн-продаж, то сейчас уже не выйдет: с 1 июля всех обязали устанавливать онлайн-кассы. Работать «вчёрную» больше не получится: силовики бдят, и если поймают, можно здорово влететь. Да и обороты увеличить не получится, если не выходить «из подполья». Хочешь развиваться – нужна классическая схема налогообложения.

Падшее существо? Рубль!
Вторая проблема – недостаток оборотных средств, которые ты можешь пустить на развитие. Если у тебя нет большого и свободного капитала, которым ты можешь рискнуть, так и будешь каждый месяц думать: вложить лишний рубль в развитие или штаны новые купить.

Третья проблема – падение покупательского спроса. Ну правда, сегодняшнему ковровчанину проще купить типовую штамповку, чем потратить чуть больше на что-то оригинальное. Мой «провал» произошёл как раз по этой причине. Начал производить оригинальную офисную мебель, сначала, как положено, изучил спрос, прикинул объёмы. Запустился – а заказов нет. За считанные месяцы ситуация изменилась. Оказалось, что думать о покупке и реально что-то купить – это разные вещи. Денег у людей мало, поэтому либо выбирают что подешевле, либо подороже, но раскрученных фирм, рисковать не хотят. Да и вообще покупать что-то для быта, для отдыха в последнее время стали меньше.

Четвёртая проблема – нестабильность рубля. Что бы ни говорили про импортозамещение, и сырьё, и запчасти все заказывают в Китае. Раз в квартал происходит корректировка цен. Проскочишь – считай, повезло, выдыхай до следующего раза. Нет – оказался в убытке.

Из стартапера в чиновники
Год назад я начал заниматься новым делом, но сколько на этот раз удастся продержаться, не знаю. Поэтому работу на предприятии уже нашёл. Складывается впечатление, что с малым бизнесом у нас происходит то же самое, что с магазинчиками шаговой доступности. Пришли большие корпорации с огромными оборотами и капиталом и выдавили их.

Но есть и позитивная нотка: малый бизнес не исчезает полностью: из производственной и торговой сферы он перетекает в сферу услуг. Парикмахерские, рекламные и дизайнерские бюро, службы доставки, ремонт техники, автосервисы – все эти мелкие «лавочки» чувствуют себя пока неплохо».
Возможно, повод для оптимизма есть. Хотя и предпринимателей, занятых в сфере услуг, не миновала обязанность наполнять Пенсионный фонд. А вот те, кому сейчас двадцать с небольшим, в отличие от своих ровесников десятилетней давности не горят «бизнес-идеями» и «стартапами», а стремятся сделать карьеру в крупной компании или госструктуре.
Подготовила Ольга АБРАМОВА

Оставить комментарий