21.02.2020, 13:54

Жизнь военная

«Только гордая доблесть их поселилась в сердцах живых…» – слова известной песни проникают в каждую душу россиянина. Какими были защитники Родины, народ помнит и знает. А какие они, защитники Родины сегодняшние?
Жизнь военная

Мы знакомим читателей с начальником ковровского гвардейского Окружного учебного центра гвардии полковником Иваном Шкановым, который расскажет о своем армейском пути и о солдатской службе во вверенном ему центре.
29 лет из своих 42-х Иван Михайлович посвятил вооруженным силам. За его плечами Ульяновское гвардейское суворовское училище, Новосибирское общевойсковое командное училище, Военная академия им. Фрунзе, Военная академия Генерального штаба Вооруженных сил РФ. Служил в боевых частях Таманской и Кантемировской дивизий, прошел путь от командира взвода до начальника штаба дивизии. Начальником ковровского учебного центра полковник Шканов назначен полгода назад.
Жизнь военная

– Оставила ли Великая Отечественная война след в Вашей семье?
– Мой дед по линии отца Иван Евдокимович (меня в его честь назвали) в 1943 году ушел на фронт. О войне рассказывал скупо. Знаю, что в 18 лет стал артиллеристом, участвовал в боях за освобождение Вены и Праги. Получил медаль «За отвагу». Дальнейшую свою судьбу решил связать с армией и с 1946 года служил в десантных войсках, в 104 гвардейской воздушно-десантной дивизии. Дед по линии матери тоже успел повоевать. Был связистом, из-за тяжелого ранения потерял руку, его демобилизовали. Сейчас их нет в живых, но жива память.
– Получается, Вы потомственный военный?
– Не совсем. Отец – заслуженный строитель. А вот я решил пойти по пути Ивана Евдокимовича Шканова и в 13 лет поступил в Суворовское училище.
– Когда слышим о Суворовском училище, сразу вспоминается замечательный советский фильм «Офицеры» и в заключительных его кадрах – курсант Иван Трофимов, лопоухий мальчик с военной выправкой, козыряет своему деду-генералу… Расскажите, как начиналась Ваша военная карьера.
– Годы, проведенные в стенах Суворовского училища, дали мне многое – заложили прочный фундамент, если можно так выразиться.
В первое время из казармы очень тянуло домой. Семья моя жила в Ульяновске, до дома – всего лишь на другой конец города. Но увольнение раз в неделю, и то если ты «двойку» не схлопотал или дисциплина не хромала. Получил «тройку» – для твоего увольнения вторая половина выходного. В общем, обязательно надо было учиться на «5» или «4». И я соответствовал, закончил училище на одни «пятерки».
– Жизнь офицера богата событиями и впечатлениями. По приказу он едет из одной точки страны в другую. В каких местах вы проходили службу?
– В Новосибирске, Москве, Нижнем Новгороде, Кяхте служил. А так по заданиям объехал практически всю Россию, от Камчатки до Ростова.
В 2014 году мы участвовали в учениях. Начались они в Кяхте – за 2 дня марш на машинах совершили на 1200 километров под Читу. После этого по приказу министра обороны нас вместе с техникой перебросили на Камчатку на четырех самолетах ИЛ-76. Там ученья продолжились.
Жили в палатках на берегу Тихого океана, а неподалеку курился вулкан. Тогда я и зам по тылу в первый и последний раз попробовали ловить рыбу в речушке сеткой... волейбольной. За 2 минуты поймались 3 разные рыбины. Природа там чудесная.
– Довелось ли Вам воевать? Где, как долго, при каких обстоятельствах?
– Я являюсь участником боевых действий в Сирии, был откомандирован туда на полгода. Вот все, что имею права сказать по этому поводу. Даже о жизни и быте местного населения не спрашивайте. Сирийский конфликт еще не закончен. Возможно, когда-нибудь позже и настанет время воспоминаний. А пока могу продемонстрировать памятные знаки от Сирийской арабской армии и благодарность за проявленный высокий профессионализм, храбрость и решительность в совместной борьбе против международного терроризма.
– Как Вы считаете, одного года достаточно, чтобы подготовить защитника Отечества?
– Жизнь ускорилась, новые технологии появились, да и мировоззрение у людей другое. На мой взгляд, на данном этапе года хватит, чтобы солдату-срочнику получить специальность и опыт. К тому же, в армии сейчас много контрактников. Так, 4 года назад в Кантемировской дивизии, где я служил, их было больше половины.
– Вспомните, какие парни несли армейскую службу 20 лет назад. Есть разница между ними и сегодняшними?
– Думаю, в их физическом и психологическом состоянии особенной разницы нет. Ведь к нам привозят ребят, уже отобранных медицинской комиссией военкомата. Даже во время моей молодости не было такого, чтобы в армию пришли разом 33 богатыря. Наша задача слабоватых натренировать, не приученных к дисциплине и порядку приучить. А отбор к себе ведем в основном по зрению, потому что готовим наводчиков, механиков и отправляем в сухопутные войска.
Вот только 20 лет назад телефонов у парней не было. Сейчас требуем, чтобы привозили с собой кнопочные, которые потом находятся у командира роты, он и выдает их для звонков родственникам. По закону в расположении учебного центра смартфонов нет даже ни у одного из офицеров, включая меня. Соблюдаем секретность. А письма в конвертах солдаты пишут до сих пор. По воскресеньям. Следим за этим. Письма получать приятно, и память опять же. Моя мама до сих пор мои хранит.
– Как Вы считаете, не расслабляет ли наших солдат смягчение условий армейской жизни: послеобеденный сон, отсутствие нарядов по кухне?
– Да, от кухни они освобождены, там трудятся наемные работники. Но казармы свои убирают сами – дежурства никто не отменял, территорию убирают, готовят свои места на объектах, где проходят занятия. Режим в порядке, и труда достаточно.
– В последние годы среди гражданского населения стараются поднять патриотизм, почти угасший на пике перестройки. Как в армии с этим обстоят дела?
– Дух патриотизма у нас не пропадал. Мы постоянно напоминаем солдатам про подвиги дедов и отцов. Новый формат – на территории полигона рядом с деревней Сергейцево проводим военные исторические реконструкции. В апреле планируем еще одну, в которой зрители увидят подвиг Александра Матросова.
– Посоветуйте родителям, как им следует настраивать своих мальчишек на службу в рядах вооруженных сил.
– Думаю, от родителей зависит далеко не все. Дети должны играть в правильные игры, читать нужные книги, смотреть нужные фильмы. В школах уроки НВП неплохо бы возродить.
Родители же… Скажу о личном опыте. Мой сын с малолетства любил гонять мяч, поэтому с легкой атлетикой у него все было в порядке. Как-то я вернулся из длительной командировки, ему как раз 10 лет исполнилось. Попросил подтянуться на перекладине. Не смог ни разу. Сделал ему турник, настоял, чтобы каждый день занимался. Теперь запросто подтягивается, причем вместе с друзьями. Сдал нормативы на золотой значок ГТО. Мише сейчас 15 лет, планируем, что будет военным.

Жизнь военная

Беседовала О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий