30.03.2020, 09:05

Секретный «Андрюша»: 75-летию Великой Победы посвящается

6 июля 1941 года с конвейера сборочного цеха Ковровского машиностроительного завода (так назывался тогда КЭЗ) сошла последняя партия экскаваторов. В войну завод выпустил лишь 4 машины для восстановления железнодорожного транспорта и землеройных работ. Это было спецзадание Государственного комитета обороны.
Секретный «Андрюша»: 75-летию Великой Победы посвящается
(Выпуск корпусов авиабомб)


От минометов до бомб

В кратчайший срок завод перестроился на выпуск военной продукции, использовав все резервы и возможности. Военные цеха именовались номерными, через спецотдел завода доступ туда имели только работники, связанные со сборкой.
В.П. Макарычев, начавший работать электросварщиком в 15 лет, вспоминает: «В первые дни войны мне поручили изготовление водомаслогреек для фронтовых транспортных подразделений (250 л воды и 50 автола, овальной формы, на металлических лыжах с прицепным устройством). Через месяц-другой – сварку опорных плит для ствола миномета. Стволы изготавливал механический цех, окончательную сборку – закрытый цех №3. Выпускалось 12 минометов в сутки...
В конце 1942 года заводу было поручено освоить выпуск изделия М-30 на территории котельного цеха. Изделие строго засекречено, отгрузка приезжающим военным только в ночное время. Это был реактивный снаряд под названием «Андрюша» – дальнейшее развитие легендарной «Катюши» – выпускали 75-100 штук в смену.
В нашем цехе изготавливали звенья гусениц и поворотные кольца для танков Т-34, бомбы для тяжелой авиации, различную продукцию для железнодорожного транспорта».

Без брОни

В начале июля на КМЗ был организован батальон народного ополчения из 800 человек во главе с работниками завода: лейтенантом Н.М. Титовым, политруком К.В. Бочкаревым, старшим лейтенантом В.Н. Егоровым. В октябре на его базе сформировали истребительный батальон, который позже вошел в состав НКВД.
Из письма М. Козлова, зам. начальника транспортного цеха, в партийное бюро завода с просьбой зачислить его в ряды народного ополчения: «Мне 49 лет, но я еще физически крепок, винтовка в моих руках держится крепко, и моя пуля будет разить врага без промаха. Клянусь, что доверие партии оправдаю с честью».
В конце июля 1941 года первые отряды коммунистов и комсомольцев добровольно ушли на фронт, среди них и 14 экскаваторостроителей, 8 из них пали смертью храбрых.
Машиностроительный завод не имел права бронировать работников, потому что не военный. Бронь давали в исключительных случаях. Были призваны в Красную армию 1046 заводчан, до 600 заводчан в день привлекалось на строительство линии обороны вокруг Коврова и Владимира.
Работница завода Ольга Рыбакова всю войну организовывала подготовку и обучение медицинских сестер для фронта и тыловых госпиталей. 200 человек были подготовлены, 22 из них ушли на фронт.
Труд на предприятии взяли на себя оставшиеся женщины и молодежь. Они освоили мужские профессии, стали кочегарами сушильных печей, обрубщиками литья, сталеварами, обжигальщиками. И работали по-стахановски. Так, фрезеровщица В.И. Железкина выполняла норму на 400-500%, а в отдельные дни – до 600%. Позже Указом Президиума Верховного Совета СССР орденами Отечественной войны II степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почета», медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие» были награждены 10 работников завода.
И.о. начальника кузнечного цеха В.Ф. Тихонов вспоминает, как в 1942 году по мобилизации на завод на помощь ковровским женщинам и подросткам прибыли более 250 мужчин из Узбекистана и Таджикистана: «В кузнечный цех направили 7 или 8 человек. Все эти люди были крестьяне, не имеющие никакого представления о крупном промышленном предприятии. Поэтому, впервые оказавшись в грохочущем цехе при виде работающих молотов и кранов, пылающих печей, некоторые от страха ложились на землю или шарахались по сторонам. Стоило немалого труда приучить их к новой обстановке, научить приемам труда. Они часто болели. Некоторые умирали от болезней и психических перегрузок. Потом их всех отправили домой».
Секретный «Андрюша»: 75-летию Великой Победы посвящается
(Сдача цветного металла в фонд обороны. Март 1941 г.);


«Крокодил» о Гитлере и не только

В.Ф. Тихонов: «В один из дней октября 1941 года мы получили приказ: немедленно снимать все оборудование с фундаментов и готовиться к эвакуации. Легко сказать – к эвакуации, а что это значило! Психологическая и физическая нагрузка выпала на долю людей сильнейшая. Неужели в Ковров придут немцы? Приказ есть приказ, и началась «хирургическая» операция по снятию оборудования. Вдруг часа через 3-4 поступил новый приказ: работы эти прекратить, все восстановить. Подумалось: значит, на фронте что-то произошло, если высшее военное командование решило не допускать врага к Москве и за столицу. Действительно, по радио и в газетах стали сообщать, что немцы под Москвой остановлены».
Через СМИ за ситуацией на фронте заводчане следили пристально и постоянно. А внутри КМЗ большой популярностью пользовалась сатирическая стенная газета «Крокодил на производстве №3». В ее подготовке участвовала группа энтузиастов из 5 человек. В начале войны авторы перестроили содержание стенгазеты на пропаганду и агитацию под лозунгом «Бить врага на фронте и в тылу». Стенгазета на ватмане выходила регулярно, несмотря на загруженность авторов-инженеров работой (выпущено более 50 номеров за войну). Она высмеивала Гитлера и его приспешников, выявляла производственные недостатки, бюрократизм, осуждала брак и сон на рабочем месте. Были и материалы, посвященные передовикам производства. Грамоты для них рисовали акварельными красками и тушью, да так филигранно, что с первого взгляда не отличишь от напечатанных.
Секретный «Андрюша»: 75-летию Великой Победы посвящается
(Стенгазета КЭЗ военных времен)

Помощь семьям фронтовиков

При заводе действовало подсобное хозяйство, продукты с которого распределялись в столовые, выдавались в пионерский лагерь, семьям рабочих, ушедших на фронт.
Председатель завкома М. Никитин писал 30 сентября 1942 года в газете «Экскаваторщик»: «85 семьям фронтовиков выдано денежное пособие на сумму 13000 рублей, 163 семьи получили дрова со склада завода в количестве 142,5 куб.м и 6 семьям вывезено из леса 16,5 куб.м. 84 семьи получили овощей: картофеля – 1826 кг, капусты – 1683 кг, огурцов – 395 кг, помидоров – 100 кг. Особо нуждающимся семьям выдана обувь: 25 пар женской и 7 пар детской, 37 детей фронтовиков отдыхали в заводском пионерском лагере. 12 семей обеспечены квартирами. Кроме того, выданы талоны на мануфактуру и обувь.
Нужно парторганизациям и профкомитетам цехов больше уделять внимания семьям фронтовиков, обследовать их материально-бытовые условия, выявлять особо нуждающихся и помогать им».

О. АРТЕМЬЕВА

Редакция «Ковровских вестей» благодарит сотрудника Ковровского историко-мемориального музея Н.А. Герасимову за помощь в подготовке материала. Более подробно с работой КЭЗ в годы войны ковровчане могут познакомиться, посетив музейную выставку.

Оставить комментарий