13.04.2020, 15:06

Как ковровчане бронепоезд строили

Строгая секретность окружала строительство бронепоезда «Ковровский большевик». Скудные сведения об этом времени Великой Отечественной войны работники нашего историко-мемориального музея нашли в бывшем партархиве. К ним добавились живые рассказы участников событий.
Как ковровчане бронепоезд строили
( Команда «Ковровского большевика»)


Бронепоезд за 15 дней

В сентябре 1941 года в Ковров эвакуировали завод из Брянска, специфика которого – строительство бронепоездов. С ним приехали талантливые инженеры и конструкторы. А Государственный Ковровский машиностроительный завод НКПС (позже КЭЗ) выпускал до войны не только экскаваторы, но и локомотивы.
При сложившихся обстоятельствах местная ячейка компартии приняла решение построить бронепоезд для обороны Коврова на случай, если немцы доберутся до его границ. Тогда железнодорожные ветки тянулись от трех главных городских предприятий и сходились на железнодорожной магистрали Москва-Нижний Новгород. Бронепоезду было где маневрировать и разить врага. Также он мог усилить партизанский отряд. Средства на него собрали работники КЭЗа и завода им. К.О. Киркижа (позже ЗиД). За 10 дней первые построили бронепоезд, за 5 дней вторые его вооружили танковыми пулеметами и авиационными крупнокалиберными пушками.


Рискуя жизнью

В самом начале Великой Отечественной войны городской комитет обороны выпустил директиву по обязательной светомаскировке. Проверялось все строго, поскольку Ковровский район относился к прифронтовым. Строили бронепоезд прямо на путях рядом с заводом, но сварочные работы следовало проводить при ярком освещении. Что делать? Придумали поставить над бронепоездом большие деревянные короба, покрытые сверху брезентом, чтобы ни один лучик света не проникал наружу. Понятно, что при сварке брони все вредные вещества скапливались внутри короба.
Однако гораздо хуже приходилось рабочим, когда нужно было проводить сварку в узких камерах бронепоезда. Взрослые мужчины пробраться в них не могли. И тогда к делу подключались дети. Как это было, вспоминал Василий Макарычев.
Как ковровчане бронепоезд строили
(Грамота В. Макарычева за высокие производственные показатели, август 1943 г.) )


Шестнадцатилетнему электросварщику Васе никто не давал его возраста, настолько щуплый был мальчишка. Он по-пластунски заползал в камеру с привязанной к ногам веревкой. Веревку периодически дергали снаружи. Если в ответ нет реакции, значит, Вася, задыхающийся в тесном пространстве, потерял сознание. Тут же его вытаскивали, отливали водой. Отдышится он – и снова ползет.
Дети работали на КЭЗ наравне со взрослыми – по 12, порой по 18 часов. Выдержать такое не под силу малолетним, поэтому заводская бригада брала на себя норму каждого подростка, который трудился на строительстве бронепоезда.


18 добровольцев

Зимой 1941-го враг был остановлен под Москвой, стало ясно, что он не прорвется дальше. 18 декабря «Ковровский большевик» покинул наш город. 18 мужчин, принимавших участие в его строительстве, отправились на нем в Москву в надежде попасть на фронт. А там военная комиссия провела отбор. Половину вернули назад в Ковров (в основном из руководящего состава), а половину оставили. Оценила комиссия и бронепоезд. На нем не стояли дальнобойные орудия, броня была слабовата, паровоз малой мощности. Поэтому «Ковровский большевик» не стал отдельной боевой единицей, а усилил мощь 43 отдельного дивизиона бронепоездов. И вот он в гуще военных событий...
Из письма командира дивизиона капитана Горбоноса и комиссара Кечина: «... 21 мая 9 вражеских бомбардировщиков налетели на поезд. Однако ни одна бомба не попала в цель. Зато три вражеских самолета были подбиты. Нами неоднократно отмечалась отличная работа наших комсомольцев: замполитрука С. Монакова, сержанта И. Мишина, сержанта Г. Кузнецова, красноармейцев М. Леонтьева и А. Макарова. Эти люди достойны носить звание комсомольцев – борцов за социалистическую Родину».


Освобождая Белоруссию и Украину

Известно, что в 1943 году «Ковровский большевик» принимал участие в боях за Брянск, Почеп, Унечу, Новозыбков, Злынку, способствовал освобождению Гомеля и других населенных пунктов в пределах Белоруссии.
В 1944 году бронепоезд воевал на стальных магистралях Украины. На всю жизнь экипажу запомнился жестокий бой на станции Жмеринка. Они рассказывали, как в вечерней темноте подкрались эскадрильи «юнкерсов», сбросили на парашютах осветительные ракеты и принялись бомбить эшелоны с боевой техникой, скопившейся на путях. Взрывались бомбы. Сотрясалась земля. Пламя объяло станционные постройки.
Возле бронепоезда стояли три вагона с боеприпасами. Его командир капитан Михаил Барляев выскочил из укрытия, подогнал маневровый паровоз и отвел начиненные взрывчаткой вагоны в безопасное место. На обратном пути капитан был смертельно ранен.
А бой не утихал. Загорелся товарный вагон, в котором помещался штаб дивизиона. Часовой успел спасти из огня знамя, врученное экипажу рабочими Коврова, но журнал боевых действий сгорел. Развороченные бомбами пути лишили бронепоезд возможности маневрировать. Однако бойцы держались стойко, хладнокровно, отражая атаки пикирующих «юнкерсов». Так и не удалось фашистам вывести из строя «Ковровский большевик».
Как ковровчане бронепоезд строили
(Маршрут бронепоезда)

В Западной Украине, близ Тернополя, бронепоезд совершил последний боевой рейс. Есть две версии, почему он не пошел дальше, за границу. По первой, встал на очередной ремонт, а война вскоре закончилась. По второй, железнодорожные пути в Европе не предназначены для наших поездов, а перестраивать его не стали. Команду наших заводчан перевели в действующую армию. Многие погибли в боях.
После войны «Ковровский большевик» стоял в Мытищах. Наверное, последним из ковровчан, который видел его, был Николай Алексеевич Малышев (в 1960-80-х годах директор Ковровского энерго-механического техникума), который выезжал туда на практику от института в 50-х годах. Дальнейшая судьба «Ковровского большевика» неизвестна.


О. АРТЕМЬЕВА

Редакция «КВ» благодарит сотрудника Ковровского историко-мемориального музея Н.Б. Павлову за помощь в подготовке материала.

Оставить комментарий