14.09.2020, 14:10

Призвание Веры

Наверное, многие из нас хоть раз думали, что было бы, выбери мы какую-то другую профессию. Но есть люди, которых невозможно представить нигде, кроме их сферы – и сами они, единожды повиновавшись зову души, не сворачивают со своего пути.
Призвание Веры
Человек на своём месте – это про Веру Пояркову (Машилову). Всю жизнь она посвятила работе в сфере культуры. 2020-й для Веры Владимировны юбилейный, и это стало поводом рассказать о ней и её призвании.


Родом из детства

«Родители мои – рабочие, трудились много, в сменах, и мы, дети, всё свободное время проводили в детском клубе «Юность», – вспоминает Вера. – Обычная 3-комнатная квартира, где были настольный теннис, разные игры – и кукольный театр. Одна из немногих фотографий, сохранившихся с той поры, – маленькая ширма, зрители в «зале», в первом ряду сидит моя младшая сестра. А я – за ширмой, играю сразу двух героев, Лису и Петрушку».
Потом была школа – и не одна, семья несколько раз переезжала. Но в каждом новом классе и дворе Вера становилась лидером, любила быть в центре внимания. Записывалась во все кружки и секции, участвовала во всех возможных мероприятиях. «Когда училась в 11-й школе, у нас был урок бальных танцев, который вела Валентина Петровна Пименова, – вспоминает В. Пояркова. – Конечно, я не стала танцовщицей – но научилась держать спину, выучила движения всех классических танцев. В 6-м классе пошли с подружкой в бассейн – в секцию волейбола. Моё первое «серьёзное» выступление было на сцене ДК им. Ногина (тоже символично – впоследствии с этим домом культуры была связана вся моя жизнь): с девчонками исполняли танец с лентами.
В школе любимыми предметами были литература, французский язык и физкультура. Типичный гуманитарий. Конечно, благодаря учителям, которые, считаю, и определили направление моей жизни: Алевтина Николаевна Пухова по литературе, Фаина Константиновна Гаранина по французскому, физрук Михаил Иванович Кадыкин».


Долгий путь

«Когда задумалась о выборе профессии, поняла: всем стать актрисами не дано. Но так хотелось быть хотя бы близко к театру! Попыталась поступить в московское училище на гримёра, но туда брали только москвичей. И я пошла на завод – КМЗ, где трудился папа. Отработала там два года».
Примерно в это же время Вера пришла в «Современник», в народный театр под руководством Г. Д. Зетковой. Её В. Пояркова считает одним из главных людей в своей профессиональной жизни. Галина Дмитриевна подготовила Веру и к поступлению в культпросветучилище во Владимире. Там самым ярким впечатлением стала встреча с ещё одной Галиной – Наумкиной. Режиссёр народного театра в Киржаче, она год была педагогом у будущих руководителей театральных самодеятельных коллективов.
Вера окончила училище – и на три года уехала работать в дальнюю точку Владимирской области – в Александровский район, совхоз Андреевский. Жильё без удобств, старенький клуб, где занималась буквально всем: детский кружок, взрослая театральная студия, мероприятия для жителей. Потом по семейным обстоятельствам уехала в Белоруссию, но очень скоро вернулась в Ковров. В то время Вера уже вновь училась – заочно, в Московском институте культуры, на отделении «Организация массовых праздников». «У нас были замечательные педагоги по театру и по массовым праздникам, – вспоминает В. Пояркова. – Я там приобрела огромный профессиональный багаж, в том числе и в плане умения понимать людей – нам преподавали курс психологии. Тогда я работала в «Родине», подрабатывала в ДК им. Ленина, школах, детском садике. А в 1993 году меня позвали стать главным режиссёром Дня города».
Призвание Веры


27 лет «совместной жизни»

Эту работу Вера Владимировна и сейчас вспоминает как самую главную, знаковую в карьере. Именно она тогда впервые воплотила многие «фишки», которые использовали впоследствии другие режиссёры: декорированные машины предприятий, превратившие колонну в карнавальное шествие, играющий в грузовике на ходу джазовый ансамбль, театрализованная историческая справка, колонна живых лошадей. После этого мощного проекта Веру Владимировну пригласили работать в ДК им. Ногина – и вот уже 27-й сезон он – её второй дом.
Десять лет она была в нём единственным культработником. И преодолевала не только профессиональные трудности. «Наш ДК был первым, который предприятие (фабрика им. Абельмана) «скинуло» городу. 90-е в разгаре, денег нет: в клубе было холодно, топили углём, из-за сырости паркет весной и осенью вставал «домиком», я шутила: кроты живут! Какое счастье было, когда наконец нам сделали газовую котельную! А уж «спонсорский» ремонт, сделанный Владимиром Фриманом и другими меценатами, – вообще царский подарок. Прекрасно, что удалось сохранить акустику – другого такого зала в области нет».
Призвание Веры
Призвание Веры

Придумать – и воплотить

В 1989 году Вера познакомилась с будущим мужем, известным музыкантом и педагогом Василием Поярковым. Их тандем дал новое развитие для обоих: творческие личности, хоть и в разных сферах, они обогащают друг друга и поддерживают. И увлечения общие – спорт и туризм. В плане же материальном в те годы было трудно: музыкант и режиссёр, чтобы выжить, брались за любую работу – сторожами в садике, уборщиками в бане, тамадой на свадьбах, брали учеников. Но именно в то время были созданы самые интересные проекты. Вера Пояркова стояла у истоков создания Ковровского филармонического общества (именно тогда завязалась дружба ковровских музыкантов со столичными виртуозами), «придумала» детскую филармонию.
«Наша команда вообще многие вещи делала в городе впервые, – рассказывает В. Пояркова. – Концерты по заявкам, оригинальную презентацию центрального офиса Сбербанка, «Дни влюблённых» для подростков. Интернета не было, и я ориентировалась на передачи телекомпании «ВИД»: «Взгляд» и другие. Работа с подростками – отдельный пласт. Подросткам нужно внимание, они должны знать, что есть место, куда они могут прийти и рассказать о себе, получить свою долю тепла. Особенно дети из неблагополучных семей, которых сейчас очень много. Я стараюсь, чтобы таким местом стал наш ДК. Приглашаю к ним на встречи известных в городе людей, спортсменов, Инна Филимонова всегда очень хорошо откликается. У детей должны быть реальные кумиры, на которых они могли бы равняться.
Современные подростки порой на голову выше нас в информационном плане. Поэтому я постоянно учусь. И ко мне в ДК приходят дети тех ребят, с которыми я когда-то начинала работать.
Сейчас наша профессия переживает не лучшие времена. Думаю, нас ждёт большое переосмысление её сути. Массовая культура уходит – мы не конкуренты большим командам, которые готовят открытие Олимпиады, Универсиады и т.д. А молодёжь хочет видеть именно такие мероприятия. Когда к нам приезжает из Москвы режиссёр Егор Новиков, он говорит, что мы застряли в 70-х. И он прав».


Быть востребованной

Так сложилось, что за долгие годы у Веры Поярковой нет ни медалей, ни званий – только стопка благодарственных писем и крошечная пенсия. Но она не жалуется: «Для меня главное, чтобы профессионалы сказали обо мне, что я – человек на своём месте. И важно быть востребованной». В последнее время у Веры Владимировны появилась возможность раскрыться в ещё одном качестве, которое всегда в ней было, – характерной актрисы. Пусть в небольших ролях Бабы Яги или Фрекен Бок, но каждый её выход на сцену, яркий, полный импровизации, становится для зрителей событием. И юбилей для В. Поярковой – совсем не повод «притормозить». Это просто новый этап творческой жизни. Пусть она будет долгой!
Ольга АБРАМОВА

Оставить комментарий