30.11.2020, 07:40

Рассказ одного татарина

Ковров – один из трех муниципалитетов Владимирской области, где широко представлен национальный состав. В нашем городе 12 диаспор, которые объединяют киргизов, таджиков, дагестанцев, каракалпаков и др. Мы продолжаем знакомить читателей с их жизнью и бытом, традициями и культурой.
Рассказ одного татарина


Сегодня наш собеседник – Глюс Шамсуддинов из татарской диаспоры.


И были горы, и шла война…

Глава семьи Шамсуддиновых – кадровый военный, вышедший в отставку в звании майора. Призвали в армию его в 1985 году, а сразу после «учебки» он попал в горячую точку – в Афганистан. Наверное, мало найдется таких солдат, которых в 18 лет награждают медалью «За отвагу». Разведчик-снайпер Глюс Шамсуддинов был из этого редкого числа. Он отличился при первой же своей боевой операции.
– Кто воевал, знает, что такое сопровождение транспортной колонны. Редкая пройдет свой путь без нападений и обстрелов. Поэтому перед ней первыми обязательно идут саперы, за ними разведвзвод, в составе которого командир взвода, снайпер, связист. Этих троих душманы и стараются убрать в первую очередь…
Со скальной высоты нашу колонну начал обстреливать пулеметчик. У душмана хорошее укрытие и прекрасный обзор местности, колонне же практически некуда деваться от свинцовой смерти. Командир взвода приказал мне ликвидировать стрелка. Так вышло, что снял я его первым же удачным выстрелом.
Снайперскому искусству Глюс Русланович нигде до армии не учился. Природный талант есть, как и организаторские способности: в «учебке» он уже командовал взводом.
До сих пор свежи его воспоминания о том, как долгий месяц «сидел» он с товарищами из разведвзвода на горе высотой 3,5 тысячи метров. Чтобы защитить расположенный в ущелье полк от противника, на высотах устраивалось несколько боевых точек. На одну из них было совершено нападение, и разведвзвод отправили для усиления обороны.
– На высоте не хватало еды, а главное – воды. Чтобы набрать ее из родника, нужно было час спускаться вниз и два с половиной часа подниматься с грузом в 20-30 литров. Идешь по узкой тропинке, а она насквозь простреливается. И знаешь, что укрыться справа и слева от тропинки нельзя – там везде мины заложены.
Все когда-нибудь заканчивается. Подошла к концу и срочная служба Шамсуддинова. Но еще раньше командир полка сказал, что Глюсу обязательно надо поступать в военное училище, и наш герой подал документы, на долгие годы связав себя с армейской службой. В 1991 году его перевели в ковровскую воинскую часть. Так семья Шамсуддиновых оказалась в нашем городе.
Рассказ одного татарина

Обряд исем кушу

Сын Глюса Руслановича, Рамиль, по стопам отца не пошел – здоровье не позволило. Да и сам отец не хотел бы видеть своего мальчика в военной форме. Говорит: «Достаточно того, что я жил по армейским законам. А сын пусть получает мирную профессию». Сейчас Рамиль учится в Энергомеханическом колледже на электрика-энергетика.
В современной татарской семье воспитывают мальчиков и девочек в одном ключе, призывая к добру, к помощи людям, уважать старших, не причинять боли младшим. Из старинных мусульманских обрядов, связанных с детьми, сохранился практически в первозданном виде обряд имянаречения.
В течение первых дней после рождения малыша в дом зовут духовное лицо для чтения молитв. Мулла нарекает его именем, которое выбрали родители. Так ребенок получает защиту от Всевышнего. Исстари татары считали, что от имени зависит будущее младенца и его судьба. Так, в бедных семьях старались подобрать такое, которое символизирует богатство и благосостояние. Слабенькому ребенку давали имя, отражающее крепость духа и тела.
Сейчас во время обряда новорожденный получает соску, обмазанную медом. В старину это был кусочек хлеба в меду и масле, который через конус сосал малыш.
– Мы, как заведено, на обряд имянаречения сына и дочери приглашали не только муфтия Владимирской области Вафу Сейтбатталовича Яруллина, но и родственников, соседей. Накрывали стол из традиционных блюд нашего народа. У нас очень любят сладости и выпечку. Наши женщины – мастерицы в этом плане. Я сам иногда люблю приготовить неплохой плов (в трех казанах на 100 человек – запросто) или чак-чак.
На свою свадьбу готовил гору чак-чака, чтобы каждому гостю хватило. Рецепт довольно простой: из пшеничной муки и яиц сделать тесто, раскатать его тонким слоем, нарезать полосками длиною 5 см, чуть толще спички, и бросить в кипящее масло. Держать в масле тесто нужно до золотистого или коричневатого цвета. Переложить его в другую посуду, дать немного остыть, обильно смазать медом, перемешать и придать определенную форму.
У каждой семьи чак-чак получается по-своему. У кого-то крупный, как лапша, у кого-то – мелкий, кто-то разукрашивает его сладостями (разноцветным драже, сахарной пудрой и т.д.).


Как читать Коран и резать барашка

Когда-то татары жили в домах, где обязательно были разноцветные сундуки – приданое невесты. В целом же в украшении жилища и придомовой территории использовалось много ярких сочных цветов, в домах были вышитые цветочным орнаментом покрывала, полотенца, молитвенные коврики и другие вещи.
Татарские традиции домоводства и семейного уклада сохранились больше в деревнях. У городских жителей сейчас все по-другому, но обязательно в семье есть книга, передаваемая из поколения в поколение. Это Коран. Священной книге Шамсуддиновых более 150 лет.
– Наш Коран, обернутый в чистую ткань, должен лежать выше всех предметов в доме. Перед тем как его достать, обязательно совершают обряд омовения. Говорят, если Коран не читаешь, он плачет. Поэтому раз в год мы обязательно его открываем. Мне не дался арабский язык, а вот жена научилась бегло читать справа налево.
У мусульман два больших праздника: Ураза-байрам и Курбан-байрам. Последний отмечается в честь пророка Ибрахима. Как гласит Коран, во сне к нему явился ангел и повелел принести в жертву сына Исмаила. Отец и сын безропотно повиновались Всевышнему. За преданность и душевную чистоту этих людей во время жертвоприношения мальчик был заменен бараном.
– Когда наступает Курбан-байрам, три дня (до заката солнца) можно резать священных животных и угощать всех вокруг. На пенсии у меня стало много свободного времени, теперь каждый год с семьей выезжаю в деревню Чернево для совершения этого обряда. Кроме меня, другие мусульмане везут туда своих барашков. Иногда не меньше пятидесяти. Перед закланием поим животных водой и передаем муфтию, который прочтет суры и зарежет каждого барашка. Мясо раздаем деревенским жителям. Еще ставим на огонь три больших казана: в одном варится шурпа, в другом – плов, в третьем мясо жарится. А потом, как в русских сказках говорится, наступает пир на весь мир для всех: и мусульман, и православных.
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий