18.01.2021, 07:43

Неочевидное – невероятное

Наверняка с самого детства многим из нас приходилось слышать, что Ковров – маленький провинциальный город, заметно уступающий по культурному, социальному и инфраструктурному развитию своим более крупным соседям. Конечно, отчасти это так – в Коврове, например, не найти крупных центров науки и искусства, солидных университетов или скоростных автомагистралей, однако недооценивать наш город все же не стоит – если обратиться к его истории, можно обнаружить, что с Ковровом связано немало неожиданных открытий, изобретений и просто интересных фактов, делающих его пионером в самых разных областях. Давайте посмотрим, чем, помимо широко известных образцов оружия, мотоциклов и экскаваторов, славится Ковров.
Неочевидное – невероятное
(Первый план регулярной застройки г. Коврова, 1788 г.)

Для того чтобы увидеть первую достопримечательность Коврова, отличающую его от большинства других городов России, достаточно просто взглянуть на карту. Это – сама планировка города, имеющая причудливую трехчастную структуру, – «дореволюционный Ковров», «советский Ковров» и «современный Ковров». В то время, как большинство городов России издавна развивались по принципу замещения старой застройки более новой, а с их карт порой бесследно исчезали целые улицы и кварталы, Ковров, начиная со второй половины XIX века, интенсивно рос в южном направлении, благодаря чему облик его старых северных кварталов практически не претерпевал изменений. Впоследствии аналогичная ситуация произошла и с застройкой советского периода, в результате чего нынешний центр Коврова фактически сместился к южной границе города – в район улиц Строителей, Ватутина и Еловой, где сейчас ведется наиболее интенсивное строительство. Примечательно, что планировка исторической северной части города сохранилась практически в неизменном виде с 1788 года, когда в соответствии с указом Екатерины II был утвержден первый план регулярной застройки новообразованного уездного города Коврова – «План Владимирского Наместничества городу Коврову». Тогда планировочная сетка города протянулась на шесть кварталов с севера на юг (в границах современных улиц Карла Маркса и Свердлова) и на два – с запада на восток (между нынешними улицами Першутова и Дегтярева). В течение XIX – XX веков развивавшийся город «обрастал» новыми жилыми кварталами, однако его планировочная структура оставалась неизменной – ровные, как по линейке, прямоугольники жилой застройки на равном расстоянии обрамлялись разделительными линиями улиц. Практически в неизменном виде эта планировка старой части города сохранилась и по сей день – на уникальность этого явления, в частности, указывает в одной из своих работ московский архитектор и исследователь памятников культуры С. Б. Мержанов, прямо называющий сохранившуюся планировку исторической части Коврова «памятником русского градостроительства».

Неочевидное – невероятное
(Ковровские железнодорожные мастерские)
Как известно, во второй половине XIX столетия в истории Коврова начался период бурного промышленного роста – благодаря прокладке через город Московско-Нижегородской железной дороги и обустройству соответствующей инфраструктуры Ковров быстро превратился из неприметного провинциального городка в крупный промышленный центр. Ведущую роль в этом процессе сыграли Ковровские железнодорожные мастерские – главный на всей дороге комплекс по ремонту и обслуживанию подвижного состава, который из простых мастерских быстро вырос в полноценное предприятие. Так, уже через два года после открытия, в 1866 году, ковровские мастерские начали производство вагонов собственной конструкции и впоследствии разработали целый ряд вагонов, ставших эталонными в Российской империи. Среди них – так называемый «нормальный товарный вагон», известный под аббревиатурой НТВ и остававшийся эталоном отечественного грузового вагона вплоть до 1930-х годов, багажный вагон, служебно-инспекторский вагон, вагон для перевозки живой рыбы и другие. Кроме того, в мастерских были построены первые в России военно-санитарные поезда, а также создан целый ряд изобретений – например, система водяного отопления вагонов, которая применяется в вагоностроении до сих пор. По оценкам специалистов, именно Ковровские железнодорожные мастерские внесли наибольший вклад в становление российского вагоностроения второй половины XIX века и оказали существенное влияние на дальнейшее развитие отрасли.


Неочевидное – невероятное
(Памятник В. И. Ленину работы А. Л. Котихина на территории лагеря “Лесной городок”)
Пожалуй, на всем постсоветском пространстве нет ни одного человека, который бы не видел самый распространенный вариант памятника В. И. Ленину – с простертой вдаль рукой, указывающей путь в коммунистическое будущее. Однако мало кто знает, что появление подобного типа монумента вождю пролетарской революции напрямую связано с Ковровом, а фамилия его создателя-ковровчанина уже давно вошла в профессиональный жаргон скульпторов. Люди старшего поколения наверняка помнят, что до 1978 года в восточной части площади Свободы стоял невысокий, чуть больше человеческого роста, памятник Ленину на массивном гранитном постаменте. Он был установлен на этом месте в 1925 году, всего через год после смерти Ленина, причем постамент достался вождю от бюста царя-освободителя Александра II, прежде украшавшего площадь. Собственно, этот ковровский памятник В. И. Ленину – один из первых памятников вождю в стране (по подсчетам некоторых исследователей, третий) и первый – во Владимирской губернии, созданный в то время, когда никакого канона в изображении Ленина, будь то скульптура, живопись или иной вид искусства, еще не существовало, в результате чего каждый автор сам выбирал способ наиболее выигрышно запечатлеть вождя мировой революции. Автором первого ковровского памятника В. И. Ленину выступил рабочий Ковровского пулеметного завода (современный ОАО «ЗиД») и секретарь уездного комитета комсомола Алексей Леонтьевич Котихин, запечатлевший вождя в момент призыва к толпе слушателей – с указывающей вдаль рукой и сосредоточенным выражением лица. По оценкам современников, памятник получился крайне удачным, и буквально через два месяца аналогичный монумент работы Котихина появился в соседнем Владимире (к сожалению, до наших дней он не сохранился). Впоследствии копии и вариации работы Котихина массово устанавливались в самых разных городах СССР вплоть до 1960-х годов, а в скульптурных кругах даже возник термин «котихинский тип», обозначающий образ «призывающего» Ленина с протянутой вдаль рукой. Кстати, ковровский памятник В. И. Ленину работы Алексея Котихина можно увидеть и сегодня – правда, с площади Свободы он в 1988 году «переехал» на территорию детского лагеря «Лесной городок» возле д. Бельково, где находится и по сей день.
Конечно, если внимательно изучить историю Коврова, в ней можно найти еще немало подобных фактов – зачастую малоизвестных и неочевидных, однако позволяющих взглянуть на наш город по-новому. Как мы уже неоднократно отмечали, история складывается не только из великих свершений и эпохальных открытий, но и из деталей, нюансов, штрихов и полутонов, и в этом отношении летопись Коврова, несомненно, немаловажная часть летописи всей страны. Хочется верить, что в будущем нам предстоит открыть и другие малоизвестные страницы ковровской истории и пролить свет на те события и явления, которые пока терпеливо ждут своего часа.
При подготовке материала использованы исторические работы С. Б. Мержанова, А. Ю. Ивановой, О. А. Моняковой, Н. В. Фролова.
Иллюстрации: архив Ковровского историко-мемориального музея.
Денис Грабкин

Оставить комментарий