29.01.2021, 07:52

«33 загадки» Романа Бэттэра

«Ну вот где сейчас можно найти нормальные детские книжки? Какая ни попадётся – то тексты, мягко говоря, странные, будто автор и среднюю школу не окончил, то картинки какие-то «злые». Покупаем классиков – Чуковского, Барто, Маршака, а что-то достойное из современного найти удаётся крайне редко», – такие сетования часто приходится слышать от родителей малышей. И всё же такие книги есть! Более того, автор одной из них – наш земляк Роман Панферов: в конце прошлого года у него под псевдонимом Роман Бэттэр вышла книга добрых стихотворных загадок для самых маленьких читателей. Иллюстрации создала ковровская художница Мария Манушина.
«33 загадки» Романа Бэттэра

В создании книги «33 загадки» участвовали многие творческие люди – о них, о том, когда поэтическое творчество вошло в жизнь автора и как оно сочетается со службой (Роман – бывший сотрудник Ковровского отдела полиции, регионального управления МВД, сейчас проходит службу в Москве), как родился оригинальный псевдоним и, наконец, где в Коврове можно найти его книгу, мы расспросили автора.
«33 загадки» Романа Бэттэра

Забава и пища для ума

– Роман, как родилась идея сборника?
– Она появилась ещё в 2017 году. Ехали с семьёй в путешествие, и от нечего делать я придумал пару шуточных загадок. И жена Наташа предложила: а сочини не прикольные, а нормальные? Особенно просила загадку про радугу – не по душе ей «висящее коромысло»! Попробовал – получилось, более того – понравился сам процесс. Надо было не просто «ловить» вдохновение, а думать, искать, сопоставлять. И вскоре родилась идея сделать книжку – обязательно с иллюстрациями, которые усилят восприятие, свяжут слово и зрительный образ. И чтобы были не просто рисунки, а сюжеты, которые тоже можно «читать» и разгадывать. Конечно, хотел, чтобы мои загадки были не только интересными, но и развивали ребёнка, давали пищу для ума и воображения. Работа шла почти четыре года: сами загадки придумывались долго, книжку хотелось сделать максимально хорошо. Ну, и всё-таки служба – основное занятие, которое забирает очень много времени, мыслей и энергии.
– Роман, загадки – это не первый ваш литературный опыт. Многим известны ваши стихи – философские, любовные, сатирические и, кстати, детские. Чем отличается процесс создания стихотворения и загадки?
– Сначала это всегда всплеск вдохновения, и по времени проявления он непредсказуем. За ним начинается кропотливая работа: над словом, грамматикой, пунктуацией, стилистикой и т.д. Благодарю судьбу, которая свела меня с Юрием Евграфовичем Орловым (экс-главный редактор «Знамени Труда») – он мой наставник, честный критик, нередко – соавтор. Практически все работы детально обсуждаем с ним, ищем лучшие формы, более правильные речевые обороты.
Но с загадками в творческий процесс добавляются «подготовительные стадии». Сначала это работа ума: поиск объекта, его признаков, уникальных свойств. В ход идут справочники. Бывало, я неделями просто обдумывал какой-нибудь предмет. Старался не только правильно передать свойства, но и не допустить их двойственности (когда описание подходит не только для одного объекта), сделать так, чтоб не было возможности дать подходящий под описание, но неправильный ответ.
Порой свойства «героя» загадки ну никак не ложились в стихотворное и доступное детям описание. А потом – бам! – всплеск вдохновения, и закручиваются сюжет, рифмы. Но в итоге – всегда шлифовка. Бывает так, что стих или загадка её не проходит и «умирает». Порой шлифовка затягивается на месяцы. Считаю, такого подхода не хватает многим авторам. Им проще сказать, что неправильное написание – это авторское право. Безусловно, есть гении, мастера слова, знатоки языка, но таких, как правило, единицы. А «писателей» тысячи. Хотя и гении, как я знаю, тоже занимаются правкой.
С детским творчеством всё ещё сложнее. Написание детской книги – это не только творчество, но и воспитательный процесс. А воспитывать надо хорошее, обучающий материал подавать правильно. Ребёнок – самый строгий критик. Если ему не понравится – не обманешь: он не обратит внимания, не заинтересуется, не запомнит.
А ещё ребёнок воспринимает всё «взаправду». «Опусы» автора он может принять за чистую монету – и жить с этим искажённым знанием, а потом где-нибудь его неудачно применить. Например, придумал я в самом начале прикольную загадку. Назвал в ней пингвина хорошим пловцом, что питается салакой и тунцом. Рифма же! И получил от Орлова отповедь: «Пингвин не ест тунца, тунец сам размером с пингвина! И обитают они в разных морях. Чему ты хочешь научить детей?!».
Этого примера мне хватило.
Даже каждая запятая важна! Дети могут не знать правил, но уже инстинктивно учатся – глазами запоминая. Автор, относясь халатно к правилам языка, становится учителем безграмотности для будущих поколений. Так что писать для детей – большая ответственность.
«33 загадки» Романа Бэттэра
«33 загадки» Романа Бэттэра


С добром и любовью

– Как вы искали иллюстратора? Почему выбрали Марию Манушину?
– Маша – моя приятельница (с юношества, через КГТА, профком и КВН у меня очень много знакомых в творческих кругах Коврова). Но мы с женой действительно выбирали, в том числе и среди профессиональных художников. Но в итоге остановились именно на Марии. Может, её работы и не имеют «совершенства линий», но они добрые. Какие-то домашние, простые, родные и понятные. Показалось, что именно её манера рисования и стиль гармонично вплетутся в наш творческий проект – ведь мы хотели создать книжку, как раньше делали для деток, милую и добрую. Такая в итоге и получилась.
Рисовать начали, когда черновой вариант книги был готов (март 2020-го). Но в процессе иллюстрирования какие-то загадки преображались, какие-то менялись. Большой вклад внесла моя жена – как автор сюжетов, компоновки. Она задавала «мелодию», а потом мы дружно дополняли. Черновики переделывались, поправлялись, дополнялись новыми персонажами и т.п. Маше низкий поклон и за участие, и за терпение!


Откуда взялась мышка

– Как в целом шёл процесс создания книги?
– Нужный объём материала я смог написать только к 2020-му. С марта по ноябрь создавалась сама книжка: придумывали сюжеты, Мария рисовала, я и Юрий Орлов дописывали-переписывали стихи, выбирали-перебирали, корректировали. Помогали и друзья: читали загадки, делились мнениями. Например, загадка про листья редактировалась раз сто – с марта и по самый ноябрь. То кто-то отгадывал не листья, а абрикосы, то не хватало фаз изменения листьев, то напрашивались слова, связанные с разложением. В общем, внимательно подходили к каждой мелочи. Итоговая текстовая редакция книжки – 11-я! Только в процессе иллюстрации друзья не участвовали: рисунки должны были стать сюрпризом.
Продумывалась и собственно книжка: какие будут форзацы, нужны ли отгадки. Например, сквозной персонаж – мышка – появился в процессе рисования. Решили провести ее через книжку. Чтобы ей легче было идти, номера страниц обозначили кусочками сыра. А мне пришлось придумывать загадку про мышку.
– Ваша книга называется «33 загадки». Число случайное или ..?
– Конечно не случайное. Во-первых, это наш регион, Владимирская область. Во-вторых, 33 в нумерологии – одно из мастер-чисел (господствующих, управляющих, доминирующих). Две тройки символизируют живой ум и любознательность. Удвоенные в числе 33, они олицетворяют неординарное мышление, творческое начало, интересный взгляд на мир. А еще 33 нам знакомо с детства: по сказкам, былинам, мультфильмам. С какой стороны ни посмотри – число мистическое и необычное. Да и само звучание его – приятное, привычное, оптимистичное.
Конечно, написано было не 33 загадки, а более 50. Что-то не подошло, что-то показалось слабым или просто не понравилось. Некоторые «отбракованные» загадки есть на сайте стихи.ру.


Бегом в библиотеку!

– Где в Коврове можно найти вашу книгу загадок?
– В библиотеках. Тираж был небольшой, 500 экземпляров, издавался за счёт собственных средств и помощи друзей (отдельное спасибо руководству ковровских организаций «Экоград», «Фабрика стирки ковров», «Ковровский завод точной механики», руководству магазина автозапчастей «Exist», предпринимателям К. Титенкову и А. Ромину за финансовую поддержку). Удовольствие, скажу я вам, очень дорогое. Особенно когда полноцвет, твердая обложка и т.д. Часть тиража приобрели друзья, приятели, близкие ещё до выхода книжки, в поддержку, по себестоимости. Их поддержка помогла набрать нужную сумму на планируемый тираж.
А потом около 60 экземпляров я отдал в городские и районные библиотеки Коврова. 30 – в библиотеки Судогодского района, 20 – в приют «Воробышек», детские дома Судогды, Камешково, в Мелеховский реабилитационный центр. 120 экземпляров – в областную библиотеку, для того чтобы распространить по библиотекам других районов. Мне важно было не продать, а довести книжку до максимально широкого круга читателей. Окупить расходы даже не планирую, главное, чтобы ребенок мог прийти в библиотеку и взять книжку. Пусть не навсегда, но ознакомиться с работой. А работа, на мой взгляд, качественная.
– Как появился ваш псевдоним – Роман Бэттэр?
– На литературную электронную площадку (сайты стихи.ру, впоэтах.ру) изначально я вышел под собственным именем. Но через некоторое время решил узнать: а сколько таких Панферовых? Оказалось – несколько человек. И я задумался над псевдонимом. Вспомнился один начальник, про которого мы говорили, что он на службе как тяжёлый танк – сильный, непробиваемый, с серьезной продуманной тактикой. Подумал, что раз он как танк, то я, пожалуй, как бронетранспортер. БТР, Бэтэр. А потом друзья предложили сделать двойную Т – потому что better в английском языке означает «улучшать, совершенствовать». Я посмеялся и согласился.


Щит и лира

– Расскажите, как творчество вошло в жизнь государева человека?
– Ещё до службы, в студенчестве. Играл в КВН, участвовал в создании сценариев, писал песни. А уже на службе не раз становился лауреатом конкурса «Щит и Лира» в номинации «Авторская песня». Однажды даже был победителем конкурса военной песни, проводимого объединенной группировкой войск на Северном Кавказе. В минувшем году стал лауреатом конкурса МВД России «Доброе слово» в номинации «Поэзия».
В 2013 году я сознательно переключился на «просто» стихи, без музыки: их мне писать легче, не надо заморачиваться с мелодией (композитором я себя совершенно не считаю). И потом, стих может быть состоявшимся даже в размере одного четверостишия, а песня требует куплетов, припева. В этот же период показал мои работы Юрию Орлову – и он разнёс их в пух и прах. Сказал, что в погоне за образностью я временами теряю смысл, нарушаю правила русского языка. А я по характеру не люблю бардак, дисгармонию, «грязь». И графоманство тоже не люблю. Попросил Юрия Евграфовича поучить меня, «носом потыкать». Он согласился. С этого момента я стал осмысленно работать над стихами.
Первая книга вышла в 2017 году, называлась «Мысли о сущем». Это было моё «пробное издание». Можно сказать, что я, находясь в творческом поиске, пытался писать в разных направлениях: любовная лирика, пейзажная, философская, мистика. Были и детские стихи. Эта работа выиграла в конкурсе «Владимирская книга года» в одной из номинаций. Было очень приятно. Но если бы сегодня я издавал эту книгу повторно, ряд стихов из неё бы «вылетели» как слабые, неглубокие. А некоторые стихи и сегодня перечитываю и удивляюсь: «Неужто я написал? Круть, даже не верится».
Творчество и служба друг другу не мешают. Наоборот, одно для другого даёт вдохновение, новые переживания, знания, знакомства. Безусловно, род деятельности накладывает отпечаток на содержание работ. Например, уже 10 лет как служба «увела» меня из родного города, заставила жить в условиях «чужого поля», много ездить. Отсюда стихи «Бог мой, как хочется домой», «Я вновь умчался по делам», «Я уезжал». Много стихов связаны с поиском смысла жизни, своего предназначения, затрагивалась тема одиночества: «Одиночество», «Смотрите, люди».
Много писал о любви. И она у меня тоже связана со службой: жена Наташа – начальник службы участковых уполномоченных полиции в Судогде. Она очень чуткий, внимательный и заботливый человек. И очень порядочный. Ряд стихов посвящен именно ей: «Если есть ты», «Давай с тобой уедем в Питер», «Ты дар богов», «Я тебя пронесу на руках».
Сейчас я учусь в Академии управления МВД России, и в ней творчество (и наука, как вид творческой деятельности) только приветствуется. Отчасти написанию книги «33 загадки» я благодарен именно академии: новые горизонты, общение, новый формат жизни дали сильный творческий толчок, позволивший завершить начатую в 2017 году работу.
– Как происходит переход от написания «для себя» к желанию поделиться творчеством с читателями?
– На мой взгляд, желание выйти в публичное пространство происходит, когда пишущий человек осознаёт себя как автора. Целей обычно две: поделиться – и похвалиться. Ведь актёру, по-хорошему, нужен зритель. Но подача у каждого своя. Кто-то рисуется: мол, вон какой я! Кто-то будто робко просит: посмотрите, как вам? Кто-то честно делится мыслями, опытом, переживаниями. Кто-то пытается что-то улучшить, исправить, получив взгляд со стороны.
Врать не буду: лично я поначалу хотел «себя показать». Сейчас важнее – сделать хорошо, коснуться души, затронуть важные струны. А в отношении детей: хочется порадовать, заинтересовать и через эти аспекты заложить что-то хорошее, нужное.
В современных условиях заявить о себе очень просто. Различные интернет-порталы, социальные сети. Даже книжку издать не проблема: пришел, отдал, заплатил – и вуаля. И это хорошо. Плохо, что нет так называемого сита, творческой фильтрации. В итоге хорошие работы растворяются в море обыденных, безынтересных и зачастую безграмотных. В результате потенциальный читатель отворачивается. А в детском творчестве это особенно губительно.
Записала Ольга АБРАМОВА

Оставить комментарий