18.08.2021, 07:54

Пешеход всегда прав, если жив

В этом году в городе и районе произошло уже 21 ДТП с пешеходами. 12 раз их сбивали на «зебрах», 9 раз пешеходы практически сами бросались под колеса, перебегая дорогу в неустановленных местах. В каких случаях пешеход будет прав, когда он может взыскать с водителя ущерб, а когда и самому придется разориться на новые запчасти для автомобиля, который его сбил?

Пешеход всегда прав, если жив

За 7 месяцев 2021-го в районе произошло 3 аварии с пешеходами, в Коврове – 18. По информации ГИБДД, самый аварийный участок – это проспект Ленина от Октябрьской площади до площади 200-летия города. Практически на всех пешеходных переходах, расположенных на проспекте, сбивали людей. Иногда все заканчивалось трагично. 5 апреля на пешеходном переходе у «Центра+» пенсионер решил перейти дорогу на красный и попал под колеса иномарки. Мужчина погиб. 22 апреля на нерегулируемом переходе у д. 31 на проспекте Ленина «Ниссан» сбил 61-летнюю женщину. Она получила тяжелые травмы и скончалась спустя месяц.
Всего в авариях с пешеходами 3 человека погибли и 17 пострадали.


Школьница врезалась в автомобиль

Большинство аварий происходило из-за невнимательности водителей. Где-то они просто не заметили пешеходов, где-то не успели вовремя затормозить. Чаще жертвами аварий становятся дети и пенсионеры. Многие из них уверены, что если есть пешеходный переход, то их обязаны пропустить, несмотря ни на что. Зачастую результатом их самоуверенности становятся травмы и долгое лечение.
«Пункт 4.5 Правил дорожного движения гласит, что пешеход должен выходить на нерегулируемый пешеходный переход, только оценив расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедившись, что переход будет для него безопасен. При переходе вне зоны видимости пешеходного перехода пешеходы не должны создавать помехи транспортным средствам, а также выходить из стоящих транспортных средств», – поясняет заместитель командира отдельной роты ДПС Алексей Федоров.
Но, как оказалось, проверять безопасность стоит еще и на регулируемых переходах. Ну или, как минимум, отвлекаться от телефонов и вынимать из ушей наушники. В мае на ул. Шмидта возле дома 9 произошло очень нелепое ДТП. Девятиклассница посмотрела, что загорелся зеленый сигнал (причем светофор там только автомобильный), и, опустив голову, побежала по переходу. В тот день на ул. Шмидта спецтехника срезала асфальт, были пробки. Водитель «Опель Астра» завершал маневр уже на красный как раз на переходе. И в это время девятиклассница не глядя, бегом врезается ему в бок. В этой аварии вины водителя нет, и его бы не привлекли к ответственности, если бы не оказалось, что он ехал без прав. Их у него забрали за пьяную езду.
Девочку госпитализировали с черепно-мозговой травмой и сотрясением. К тому же из-за аварии она не смогла попасть на экзамен, который состоялся на следующий день после происшествия.
Сейчас это дело рассматривают в суде. О результатах мы обязательно сообщим, когда будет вынесено решение.


Кто больше взыщет?

Что касается ДТП на переходах, практически всегда в них будет виноват автомобилист. Исключения бывают, как, например, с девушкой на ул. Шмидта. Но это единичные случаи.
В ДТП, которые произошли в неустановленных местах, могут быть виноваты и пешеходы, и автомобилисты. Даже несмотря на то, что водитель не обязан там никого пропускать.
«В любом случае п. 10.1. ПДД говорит о том, что водитель должен двигаться с той скоростью, которая обеспечит безопасность дорожного движения. Безусловно, по всем таким ДТП следственные органы проведут автотехническую экспертизу. Автотехник рассчитает скорость, тормозной путь, что позволит определить, когда водитель увидел пешехода и мог ли при нажатии педали тормоза остановиться. Установит, имел или не имел возможность избежать столкновения. Если водитель имел такую возможность, но не стал останавливаться, то его признают виновным. Если не имел, то виноват будет пешеход», – пояснила автоюрист Елена Елисова.
В последнем случае водитель сможет взыскать с пешехода, если тот останется жив, ущерб, причиненный автомобилю. Причем виновник аварии должен будет оплатить новые запчасти, независимо от того, сколько лет машине, которая его сбила.
«В свою очередь, и пострадавший пешеход сможет взыскать ущерб с автомобилиста, как с водителя средства повышенной опасности. Но не стоит думать, что это будет какая-то огромная сумма, например, в случае смерти 500 000 рублей, в случае причинения вреда здоровью 100 000 или 200 000 рублей. Как показывает практика, суд будет учитывать все обстоятельства дела. Ведь это моральный вред, то есть причиненные нравственные страдания. Их нужно доказать. Был у нас случай, когда пьяный пешеход бегал по проезжей части и бросался под колеса. В итоге его сбили насмерть. Родственникам погибшего удалось через суд взыскать лишь 40 000 рублей морального вреда», – поясняет Елена Михайловна.
Выходит, что даже если пострадавшему удастся взыскать ущерб за свои травмы, возможно, ему придется заплатить в несколько раз больше за ремонт автомобиля, под колеса которого он попал.
Кстати, неустановленным местом будет считаться и участок дороги рядом с пешеходным переходом. По правилам, нужно переходить дорогу в границах между знаками или по «зебре». Если пешеход идет рядом, пусть даже в 5 сантиметрах, в случае ДТП он будет виноват. Сейчас в суде рассматривают несколько таких дел, где автомобилисты и пешеходы, а иногда их родственники, пытаются доказать, где именно произошла авария.
Поэтому лучше 10 раз посмотреть по сторонам, убедиться, что все автомобили пропускают, и только тогда переходить дорогу. Ведь в случае травм или смерти пешеходам не станет легче, если они будут правы.
А водителям автоюристы советуют устанавливать регистраторы. Если бы не видеозапись ДТП на ул. Труда, где дедушка побежал на красный и попал под колеса, неизвестно, чем бы все закончилась и какова была бы судьба невиновного автомобилиста.
М. САФРОНОВА

Пешеход всегда прав, если жив

Оставить комментарий