04.05.2022, 11:00

Перезахоронить или оставить?

Вопрос о перезахоронении останков известного оружейника Петра Горюнова и его супруги, вынесенный на апрельское заседание горсовета, бурных дебатов не предполагал. Однако в итоге положительное решение депутаты так и не приняли.
Перезахоронить  или оставить?


Восстановить справедливость

Идея принадлежала председателю горсовета Анатолию Зотову – он её ещё год назад озвучил в интервью «Ковровским вестям».
«В этом году (2021-м. – Ред.) отмечали 120-летие со дня рождения конструктора Петра Горюнова: на улице Оружейников был митинг, к памятной табличке возложили цветы, – рассказывал тогда Анатолий Владимирович. – И тут я спросил историков: а где он похоронен? Ответ получил: мол, где-то в Коврове, на кладбище. Меня это напрягло: ведь Горюнов для Коврова значим не меньше, чем Дегтярёв, Шпагин, Симонов, Владимиров, ещё один Горюнов – Михаил – все, кто вышел из «гнезда» Владимира Фёдорова, все они создатели оружия Победы. Но чьим-то именем называют улицы, заводы, вузы – а кого-то забыли. Я тогда волонтёров озадачил, они искали полтора месяца и нашли могилу Горюнова, умершего в 1943 году, и его жены в глубине «старого» кладбища, в зарослях, похожих на джунгли, совершенно заброшенную. Сотрудники завода им. Дегтярёва постарались, привели её в порядок. Но ведь к ней никто не придёт, не поклонится, не положит цветы. Похожая ситуация с могилой Семёна Владимирова – там, правда, состояние получше, но ни ковровчане, ни туристы к ней тоже не ходят. И у меня возникла идея – перезахоронить Горюнова и Владимирова рядом с Дегтярёвым, в некрополе Иоанна-Воина. Думаю, это восстановило бы историческую справедливость: мы почтим память людей, которые сделали славу Коврову как оружейной столице. А ещё это добавит логики туристическому маршруту: мы гостям сначала покажем наше оружие в музее, а потом сводим на могилы его создателей, расскажем об их судьбах».
Перезахоронить  или оставить?

Судьба человека

И вот идею решили реализовать. Сначала на профильном комитете от имени администрации выступил зам. главы Максим Нечваль. Он кратко рассказал о трудовом пути и заслугах Петра Горюнова. Грустная, в общем, история и одновременно героическая. Пётр Максимович, уроженец Московской области, выходец из бедной крестьянской семьи – и настоящий самородок-оружейник. Прошёл Гражданскую войну, потом работал простым слесарем, а на ковровском заводе, куда приехал по приглашению в 1930 году, его талант раскрылся в полной мере. Пётр Горюнов – создатель оружия Победы, станкового пулемёта СГ-43. Как видно из названия, в производство оружие поступило в 1943-м, и в конце этого же года Пётр Максимович умер – здоровье не выдержало груза ответственности и труда на износ. Ему был всего 41 год. Сталинскую премию за огромный вклад в оборону страны оружейник получил уже посмертно. Его жена Елизавета умерла через 12 лет, в 51 год. Сейчас прямых потомков Горюновых не осталось – только двоюродный внук да тётка Елизаветы, которые и дали разрешение на перезахоронение. Траурную церемонию собирались приурочить ко Дню Победы. Планировали перезахоронить в некрополе со «старого» кладбища и оружейника Семёна Владимирова – но не удалось найти живых родственников.

Всё не так просто

На комитете вопросов у депутатов не возникло – однако на горсовете идея одобрения не получила. После доклада Максима Нечваля Роман Рябиков спросил: что делать, если родственники других известных людей – Героев Советского Союза, Соцтруда – захотят также перезахоронить их с почестями? Может, сначала надо продумать концепцию будущего мемориала?
М. Нечваль ответил просто: Пётр Горюнов – пожалуй, самый недооценённый из ковровских оружейников. Поэтому решили начать возведение мемориала именно с него. Плюс есть разрешение родственников и Роспотребнадзора. Также зам. главы заявил, что о захоронении много лет никто не вспоминал, и только обращение к директору ЗиДа Александру Тменову позволило привести захоронение в божеский вид. А у дальних родственников нет возможности ухаживать за могилой. Это возмутило Р. Рябикова: он сообщил, что лично сам с 2004 года, а также члены союза молодых специалистов ЗиДа посещают могилы оружейников на кладбище и убираются там – ко Дню оружейника и 9 Мая. А фото, которые демонстрируют депутаты, сделаны, скорее всего, в апреле, когда все могилы в «непраздничном» виде.

Взять да и поделить?

Недоумение вызвало и намерение городских властей «поделить» захоронение: «Мы не будем рушить могилу, – сказал М. Нечваль. – Она останется рядом с могилой супруги, с теми же надгробиями, но появится ещё одна, ответственность за которую возьмёт на себя муниципалитет». То есть сделают красивую картинку, которую будут показывать туристам и школьникам, а что будет с настоящим захоронением – уже неважно? Ещё один важный вопрос поднял Владимир Шилов: как правило, захоронения у нас семейные, и для большинства людей, независимо от степени их известности, было важно быть похороненными рядом с близкими. В некрополе Иоанна-Воина устроят семейные захоронения – с супругами, детьми? Или будут перезахоранивать оружейников отдельно, «разлучая» с семьями? Оба варианта как-то некрасиво выглядят. М. Нечваль тоже признался, что вопрос очень сложный и так сразу решение не найдёшь. «Никто не против увековечивания памяти великих оружейников, – резюмировал Сергей Гуржов, – но давайте не будем спешить, а обдумаем вопрос и придём к взвешенному решению».
В результате вопрос не набрал нужного количества голосов – пока перезахоронение Петра Горюнова откладывается.
Ольга АБРАМОВА


Оставить комментарий