16.05.2022, 08:00

Жил-был особенный мальчик…

Что вы знаете о проблеме аутизма? Немногое, особенно если она не затронула ваши семьи. Как общество может решать ее? С большим трудом и не до конца. А между тем с каждым годом детей с РАС (расстройством аутистического спектра) все больше. Цифры не дадут солгать: в 2019 году на учете у медиков Владимирской области стояло 172 ребенка с РАС, в 2020 году – 271, в 2021 году – 327.
Жил-был особенный мальчик…

В чем причина?

В мире много неизлечимых болезней, среди них аутизм на особом месте. Причины его возникновения неизвестны. Версии выдвигаются разные, от заболевания матери во время беременности до генетической предрасположенности.
Так, у мальчика из ковровской семьи Н. до полутора лет со здоровьем все было в порядке. Потом ему сделали комплексную прививку, и ситуация резко изменилась: у малыша пропала речь, он перестал реагировать на звуки и ходить, появились постоянные судороги. То ли прививка негативно повлияла, то ли она дала толчок к заложенной в генах патологии, то ли одно с другим просто совпало. Узнать причину не помог и генетический анализ, на выполнение которого родители Н. взяли кредит. Была найдена мутация в одном из генов. Неизученная. Вот и все.

Тревожные звоночки

Пытаясь вылечить сына от судорог и прочего, родители обегали педиатров, отоларингологов, всех ковровских неврологов. Последние предлагали ждать. Дескать, потом Денису будет лучше. Не стало. Мальчика реабилитировали в Ивановском институте материнства и детства, за два года восстановив те функции, что были до прививки. Но никто из медиков не рекомендовал обратиться к психиатру, несмотря на тревожные звоночки об аутизме.
А они, как поясняет детский психиатр из Ковровского психоневрологического диспансера Надежда Цой, таковы: ребенок не смотрит вам в глаза, не откликается на имя, не реагирует на обращенную речь, он возбудим (на наш взгляд, без повода), расторможен, играет не игровыми предметами, совершает стереотипные движения и т.д. Надежда (мама Дениса) рассказывает, что неотрывно находилась с ним в стенах дома. Общий поход в магазин или в гости вызывал у мальчика истерику. И дома, если она отправлялась в другую комнату, – тоже следовала истерика.
Надо заметить, многие родители детей с РАС утверждают, что постановка диагноза далась с превеликим трудом. Даже если ребенок попадал в руки психиатру. У маленьких детей РАС легко можно перепутать с другими отклонениями в развитии, поэтому обычно окончательный диагноз ставится после 5-летнего возраста. А ведь чем раньше начнешь лечить болезнь, тем эффективнее. Значит, мамам и папам надо самим пристально следить за своими чадами с младенческих лет и в случае чего настоятельно показывать их специалистам, причем не только в Коврове.
Родители Н. видели тревожные симптомы у своего сына, поначалу не придавая им значения. Не хотелось верить в плохое. Но пришлось смириться и построить свою жизнь по другому сценарию. Для родителей воспитывать ребенка с РАС – значит, полностью и навсегда посвятить себя ему, пройти тяжелейший путь без надежды на полное выздоровление. Им, как никому другому, нужна поддержка.

Как объяснить людям?

В садик Дениса не взяли. Ему поставил диагноз РАС и назначил адекватное лечение психиатр из Владимира. Частный ковровский дефектолог смог найти с Денисом общий язык. И миллиметровыми шагами они вместе двинулись к положительному результату, к социализации. К делу подключились специалисты из Ковровского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Впоследствии мальчика даже приняли в школу. До пятого класса, на взгляд матери, все было нормально. Педагог успевал уделить внимание каждому из своих немногочисленных учеников, Денис общался с детским коллективом, даже нашел себе друга. Жизнь бурлила.
А потом потребовалось переходить в другое здание, к другим учителям – стресс. Но хуже всего, что новые одноклассники (те, которые без отклонений в развитии) стали обижать непохожего на них мальчишку. Участились слезы, истерики, обострилась астма, занятия были заброшены. Однажды Наталья сама увидела, как другие дети издевались над ее плачущим сыном... Так Денис стал учеником-надомником. Какое уж тут вливание в общество! «Как объяснить людям, что мой ребенок безобидный и ни в чем не виноват, что детям не надо смеяться над ним, а взрослым – смотреть косо?» – с горечью спрашивает она.
Для Дениса остался интернет, игры. Благо, у него интеллект – дай бог каждому и математический склад ума. В игре он не просто участник, а полководец. Во время общения с игроками практически самостоятельно выучил английский язык. Но ведь интернет не заменит реальной жизни даже для обычного ребенка, для ребенка же с РАС особенно. Последствия не заставили себя ждать: устная речь мальчика стала возвращаться к схематичному типу.

Решаема ли проблема?

Могут ли родители спровоцировать аутизм у ребенка неправильным воспитанием? Специалисты отвечают: «Нет. Но есть опасность неправильным отношением усугубить болезнь. Нельзя отказываться от «внедрения» ребенка в мир, как бы сложно это для родителей ни было. Правда, с оговоркой: если у него социум не вызывает сильного дискомфорта или протеста. Ни в коем случае нельзя отказываться от посещения психологов, дефектологов».
У ковровских родителей на сегодняшний день самая весомая проблема – мало психиатров, которые бы вели постоянное наблюдение, ведь при аутизме помогает не только медикаментозный метод лечения. Реабилитационный центр в плане социализации спасает, предоставляя курсы комплексной реабилитации, социально-реабилитационные программы, группы кратковременного пребывания и т.д. К примеру, в 2021 году курсы прошли 20 детей с РАС. Для справки: по информации департамента здравоохранения, в Коврове и районе 31 ребенок с РАС. К сожалению, число таких детей растет, а штат реабилитационного центра не расширяется.
Что касается отношения социума к особенным детям, здесь есть попытки заполнять информационные пробелы об аутизме и прививать адекватное отношение к людям с таким заболеванием. Очередной инклюзивный фестиваль «Люди как люди» прошел недавно на Ковровской земле. В нем были задействованы работники Мелеховского центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, школьные учителя, работники детсадов из города и района, представители реабилитационного центра, студенты медицинского колледжа, волонтерский отряд «Дорогою добра» Мелеховской школы №1, команда «#Maxschow 33» и т.д.
О. АРТЕМЬЕВА




Оставить комментарий