25.07.2022, 08:52

Как нас на Кавказе объегорили

Многие российские любители путешествий теперь ограничиваются красотами и достопримечательностями России. Что делать... Смирились. Однако нельзя смириться с тем, что турфирмы под видом замечательного предложения порой «дают» что попало.
Как нас на Кавказе объегорили
(фото с сайта туристического клуба «Восход»)

Причем обнаруживается обман уже на месте, и впоследствии деньги за некачественную услугу вернуть очень сложно.
Подобная неприятность произошла с одной семьей, которая отправилась в многодневную автобусную экскурсию «Под крышей Кавказа» через некую ковровскую турфирму. Тур сам по себе насыщенный, интересный. К нему прилагалась дополнительно оплачиваемая экскурсия под названием «Пешеходный маршрут к Алибекскому леднику». На словах сотрудница турфирмы объяснила, что маршрут по горам предполагает заход на край ледника. Семья впечатлилась: попасть на ледник – это круто и получается далеко не у каждого! Цена вопроса – 2900 рублей с человека, но оно того стоит! Результат превзошел ожидания, причем с огромным знаком минус.
Как нас на Кавказе объегорили
(фото ковровских туристов)

Ледник нам только снится...

– Разочарование полное! Но не от красот природы, а от обмана. Нам обещали, что поход будет длиться долго, что надо взять с собой сухой паек и одеться-обуться потеплее – ледник все-таки, от него холодом веет. В результате дошли мы с местным экскурсоводом до Алибекского водопада и тут выяснилось: на этом все. Экскурсовод сказал, что в прошлом году на леднике погибли экскурсанты, поэтому его запрещено посещать. Вместо полного дня мы пробыли на маршруте до обеда и вернулись назад со своим сухим пайком, зря оттягивающим рюкзаки.
Позже мы посмотрели сайт Тебердинского заповедника, где черным по белому сказано: в этом сезоне маршрут открыт только до Алибекского водопада. Надо было «гуглить» до покупки экскурсии, но мы понадеялись на турфирму и вот что получили... Извинений от представителя туроператора, который сопровождал нас в поездке (ковровская турфирма – посредник), не последовало. «Идите к тому, кто вам экскурсию продал», – вот и весь сказ.
Мы обратились к ковровской турфирме с претензией (в числе прочего требовали возврата денег за допэкскурсию), та тоже моментально открестилась и перенаправила к туроператору. Он ответил: «Доступ к леднику без специального снаряжения запрещен, это место повышенной опасности... туроператор не заявлял посещение непосредственно ледника». И опять обман! Мы отыскали информацию из компетентных источников, что для прогулки по снегу и льду летом не нужно ни спецснаряжения, ни альпинистского опыта. Алибекский – самый низко расположенный и доступный туристам ледник в районе Домбая. Если бы мы знали, что маршрут предполагает только «осмотр ледника с видовых точек» – а это ну очень издалека, только с биноклем – мы никогда бы не купили такую дополнительную экскурсию.

Как наказать виноватого?

Надо сказать, что название статьи лишь отчасти вводит читателя в суть дела. Объегорили-то путешественников на Кавказе, но наши поставщики услуг. Вероятнее всего, в вышеописанном случае представители туроператора или не проверили информацию о турпродукте «кавказского розлива», или осознанно ввели в заблуждение экскурсантов. Представители же ковровской турфирмы, в свою очередь, тоже не озаботились детальным знакомством с предлагаемым туристическим продуктом. Просто продали его в расчете на навар. Обычная практика.
Из отдела по защите прав потребителя Роспотребнадзора поясняют, что договорные отношения потребитель заключил именно с ковровской турфирмой, с нее и спрос. Она обязана принять претензию к рассмотрению, дать ответ в течение десяти дней, а также удовлетворить законные требования потребителя. Не удовлетворит – в суде можно смело требовать с нее неустойку.
Далее, рассмотрев суть проблемы, специалист отдела по защите прав потребителя Юлия Бирюкова сделала вывод, что условия договора на оказание услуги были нарушены, клиенты введены в заблуждение. И предложила им обращаться в суд. Потребитель может привлечь представителя Роспотребнадзора для дачи заключения, которое будет рассмотрено как дополнительное доказательство в пользу истца и однозначно будет иметь вес.
К сожалению, условия для всех приобретателей туристического продукта одинаковые в соответствии с действующим законодательством: требовать возврата денег от нерадивых продавцов или поставщиков услуг гражданин может только лично и только через суд. Если дело касается возврата денежных средств, а также расторжения договора купли-продажи, обмена, возврата товара, отдел по защите прав только консультирует.

Как бизнес кошмарит нас

Несколько лет тому назад сотруднику отдела порой было достаточно побеседовать с нарушителем закона, и дело решалось мирным путем в положительную для потребителя сторону. Теперь кошмарить бизнес госструктурам запрещено. Беседы – ни-ни. Это рассматривается как давление. Штрафных санкций никаких. В суд же обманутые люди идут неохотно даже ради крупных сумм. Хлопотно это. А вдруг еще и не повезет, придется зря оплачивать услуги адвоката? Вот бизнес и распоясался, ему выгодно и не стыдно. Руководитель ковровского Роспотребнадзора Ольга Репина не скрывает того факта, что потребители очень страдают. И конца-краю нет разноплановым надувательствам.
В 2020 и 2022 годах жалобы на турфирмы в Роспотребнадзор шли косяком. В подавляющем большинстве случаев люди стремились вернуть свои деньги, поскольку вовсе не вылетели или не выехали по турпутевке. Потом волнения поулеглись. В 2022 году жалоб меньше. Сейчас их около десяти, и они уже другого сорта. К примеру, гражданин, не вылетевший в тур по причине болезни, пытался вернуть хотя бы стоимость страховки. Суд ему рекомендовал в соответствии с законодательством сначала обратиться в Москву к финансовому уполномоченному и уже потом сюда.
Ну а туристам, которым оказывают некачественную услугу, можно только посоветовать до путешествия досконально проверять предложения турагентств. Благо интернет есть. Или, самостоятельно разработав маршрут, отправляться в путешествие дикарями. Тут уж каждый сам себе голова.
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий