07.09.2022, 15:06

А что сейчас творится в школе?

С очередным учебным годом в школы пришли изменения – случается это практически каждый год, но все равно привыкнуть сложно. Министерство просвещения ввело обновлённые ФГОСы (федеральные государственные образовательные стандарты), которые сразу стали обязательными для первых и пятых классов, а через некоторое время будут таковыми и для всех остальных.
А что сейчас творится в школе?

Что не устроило чиновников от образования в готовых ФГОСах, что ожидает учеников и педагогов и готовы ли на местах к изменениям? Об этом нам рассказал начальник управления образования администрации Коврова Сергей Павлюк (на фото).
– Для начала вспомним два предыдущих поколения ФГОСов. Первое общество очень критиковало со всех сторон. А почему? В документе были лишь указания, что ученик обязан знать с подачи педагога. Не более. Второе поколение ФГОСов принесло самостоятельность и вариативность работы для педагогов и учащихся в зависимости от потребностей и условий в школе. Ученику отводилась активная роль в освоении знаний. Предполагалось сотрудничество, связь учебных проблем с реальной жизнью.
– Чем же плохи оказались ФГОСы второго поколения?
– Не плохи. Но, к примеру, требование ввести в школах второй иностранный язык не оправдалось. Теперь этого требования нет. Хорошо, в ковровских школах второй иностранный язык ввести еще не успели. Теперь он может появиться только по заявлению родителей.
Предметы «Родной язык» (из числа языков народов РФ, в том числе русского языка) и «Родная литература» тоже не будут изучаться без заявления родителей, а также без соответствующих условий. Наша область русскоговорящая, поэтому вряд ли кто из родителей будет ратовать за эти предметы.
– Какие улучшения произойдут в школьной среде?
– Для руководства школы обновлённые ФГОСы уделяют внимание единству воспитания и обучения для достижения личностных результатов, конкретизируют требования, в том числе и к материально-техническому оснащению. Для педагогов даны более четкие указания, что ученик должен знать, уметь, понимать, какими компетенциями обладать. Уточнены направления в воспитании. Введено понятие функциональной грамотности. Для учеников в приоритете личностное развитие и ценностная ориентация, особенно если речь об осознанном профессиональном выборе.
Конкретизировано патриотическое воспитание школьников: формирование российской гражданской идентичности, ценностного отношения к достижениям России в науке, культуре, технике, к боевому и трудовому подвигу россиян, уважение к государственным символам, историческому и природному наследию и т.д.
– В таком случае объясните, в чем будет состоять суть еженедельных классных часов под названием «Разговоры о важном». Ковровчане, которые пристально следят за изменениями в образовательной сфере, уже окрестили их политинформациями.
– Политинформация времен СССР – десятиминутный рассказ о событиях в мире и стране. На классных часах «Разговоры о важном» сегодня и у самых маленьких учеников, и у самых взрослых во главу угла ставится формирование отношения к какому-либо событию, формирование нравственных, гражданских позиций. В помощь классным руководителям имеются методические рекомендации от Минпросвещения, нужные материалы есть на онлайн-платформах. К слову, постепенно с 5 по 9 класс будет введен новый предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России», где рассматриваются достижения, культура народов России, формируется толерантное отношение к ним, рассматривается роль традиционных религий, вопросы морали.
– Всегда особенно трепетно относятся к предстоящему учебному процессу родители первоклассников. Им непонятно, как будет вводиться история для малышей. Не говоря уже об основах финансовой грамотности.
– Здесь нет ничего страшного. Основы финансовой грамотности – это базовые понятия и умение принимать решения в этой области с учетом возрастных особенностей. Может изучаться как модуль в рамках предмета «Окружающий мир» либо во внеурочной деятельности. История для малышей изучается в рамках того же предмета. При этом предполагается посещение музеев, выставок, в том числе виртуальных.
– Готовы ли какие-либо пособия для учителей в соответствии с обновленными ФГОСами? Или педагоги пущены в свободное плавание?
– Да, есть образовательная программа, которую каждый школьный коллектив должен взять за основу и адаптировать по своей специфике и специфике региона. Имеются и рабочие программы по предметам. Больше того, в интернете можно найти конструктор рабочих программ.
– Смогут ли ковровские школы с места в карьер соответствовать нововведениям во ФГОСах?
– Педагоги обучались на курсах. Молодые специалисты до 1 января тоже их пройдут. Мониторинг готовности к ФГОСам материально-технической базы мы проводили. Очень не хватает нам комплектов цифровых лабораторий по химии, биологии, географии, физике, математике. Хорошо бы в каждом классе иметь большие интерактивные панели вместо уже устаревших электронных досок. Сейчас в наших школах таких панелей единицы – дорогое удовольствие. К сожалению, в средствах мы ограничены. Докупаем необходимое оборудование по мере возможности.
– Педагогический коллектив Коврова неуклонно стареет, накладывает свой отпечаток и профессиональное выгорание. Легко ли нашим учителям с 1 сентября опять перестраиваться?
– Меняться всегда трудно. Для начала главное – поставить перед собой цель, потом разработать план действий. Это как раз то, чему мы учим ребят. Есть возрастные учителя, которые молодым дадут сто очков вперед. И это не редкость. Педагоги старой закалки прошли через многие инновационные процессы. Школа постоянно развивается. И от этого никуда не деться. Пользуясь случаем, в начале нового учебного года хочу пожелать педагогам терпения и творческих успехов.
А для учеников и родителей учеба на основе обновленных ФГОСов пройдет без революционных изменений. Правда, в приказе Минпроса от 18 июля 2022 года сказано, что при освоении программ основного общего образования учащиеся могут быть поделены на две и более групп при различном построении учебного процесса в них с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов. Особенно подходит такое деление для слабых учеников – есть шанс подтянуться. Но нам пока до такого нововведения далеко из-за нехватки кадров и помещений.
Беседовала О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий