16.09.2022, 14:00

Сложные формы, новые дороги

Есть мнение, что Ковров – город в плане искусства консервативный. Спектакли, концерты, выставки будут иметь успех, только если это проверенная временем классика. И радует, что в новом поколении творческих людей есть те, кто не боится экспериментировать, предлагать оригинальные формы – и завоёвывает зрителей. О том, как рождался спектакль-вербатим «Не ломай свою жизнь», когда не срабатывает система Станиславского и может ли творческий человек реализоваться в городе оружейников, мы поговорили с режиссёром ДК «Родина» Даниилом Анисимовым.
Сложные формы, новые дороги
– Даниил, как появилась идея воплотить на ковровской сцене такую необычную форму, как вербатим?
– Саму тему предложило руководство ДК – поставить спектакль или программу, которые бы показывали последствия наркомании, алкоголизма, других подобных пороков. И я вспомнил, что, когда учился в институте, мы изучали тему вербатима – наблюдали за людьми, расспрашивали их, писали монологи на основе их рассказов. Подумал, что в Коврове такой формы ещё не было, и можно попробовать.
– Вербатим – спектакль из монологов. В «Не ломай свою жизнь» они звучат от имени людей, переживших тяжёлые зависимости, потери, попавших в безвыходные ситуации. Они придуманные, или...?
Сложные формы, новые дороги
(Фото со страницы Д. Анисимова «ВКонтакте»)
– Эти монологи – реальных, живых людей, и ситуации, о которых они рассказывают, с ними произошли в действительности. Собрать материал и было самым сложным – далеко не каждый готов искренне рассказать о своей беде или болезни. Кого-то удалось расспросить самому, о ком-то рассказали знакомые, кого-то нашёл в соцсетях... И потом обрабатывал эти рассказы, чтобы они мощнее воздействовали, составлял сцены, монологи, продумывал образы персонажей.
– Как актёрам удалось это достоверно воплотить? Тема больная, и, к счастью, далеко не все с ней сталкиваются.
– Да, по системе Станиславского, которая требует полного вживания в роль, тут работать не получается. На себе такие вещи лучше не испытывать и не «погружаться». Но существуют и другие способы донести историю до зрителя. Мы долго репетировали – и с каждым актёром отдельно, проговаривая каждый нюанс, и делали общий прогон.
Спектакль рассчитан в основном на молодёжь – старшеклассников, студентов. Все реагируют по-разному: кого-то эта тема вообще не цепляет, кто-то задумывается, а у кого-то это будет «по больному месту» – если его близкие это переживают или, не дай бог, он сам. Вообще театр, в моём понимании, должен давать человеку ориентиры. Не развлекательный момент должен быть на первом плане, а воспитательный. Особенность этого спектакля – в нём нет положительных и отрицательных персонажей. Я стремился показать обычных живых людей, которые попали в плохую ситуацию (по собственной вине или из-за обстоятельств, которые вокруг них сложились), и объяснить, что зрителю в них попадать не надо.
– Как вы пришли в режиссуру и вообще в творческую профессию – в нашем-то сугубо промышленном городе?
– В детстве я много лет занимался разными видами спорта и в сторону искусства даже не смотрел. Однако родители всегда меня настраивали, что развиваться надо во всех направлениях – мало ли что в жизни может пригодиться. В подростковом возрасте я перешёл в 9-ю школу, там был театр-студия «Зеркало», и я стал заниматься. Честно говоря, поначалу меня учителя заставили туда пойти, но потом так втянулся, что даже спорт забросил. Потом пришёл в Народный молодёжный театр «Вертикаль». Ну а затем появились мысли сделать театр своей профессией. Получилось – я окончил Владимирский государственный университет, Институт искусства и художественного образования по актёрскому педагогическому направлению, сейчас продолжаю там учиться в магистратуре – на театрального педагога. Во время учёбы два года работал в музыкально-просветительском театре областной филармонии, потом, когда при институте открылся учебный театр, участвовал там в спектаклях – и сейчас продолжаю.
Почему вернулся в Ковров? Когда год назад получил диплом, меня пригласили в ДК «Родина», плюс я сразу собирался поступать в магистратуру. Тут всё сошлось: и работа по специальности, и учёба в соседнем городе, где я тоже «свой», и жилищная проблема решена. В общем, всё сложилось удачно, и пока меня это устраивает и радует.
– Чем занимается режиссёр в ДК – и чем хотелось бы?
– В основном на мне массовые мероприятия – концерты, различные программы. 16 сентября покажем в ДК литературно-музыкальную композицию «Театр. Чем он так прельщает». Я в ней выступаю и как режиссёр, и как единственный актёр: рассказываю о театре от лица актёров, музыкантов, поэтов – Пушкина, Маяковского, Высоцкого, Станиславского, Гафта.
Неплохо бы, конечно, ставить больше спектаклей – есть темы, которые я хотел бы затронуть и даже, наверное, сам в таких проектах поучаствовать. Думаю, это удастся воплотить – руководство ДК поддерживает мои проекты и идеи, которые у меня «рождаются», и всегда готово помочь.
– Значит, и в Коврове можно реализоваться творческому человеку?
– Да, если есть желание что-то придумывать и воплощать – и время для этого. Да, может быть, публика не сразу отзовётся на какие-то эксперименты и непривычные формы, но мы будем к этому стремиться.
Записала Ольга АБРАМОВА

Оставить комментарий