13.10.2022, 12:00

«Сухой закон» для «севера»

Выходные принесли очередной неприятный сюрприз для жителей северной части Коврова, включая Заречную Слободку, а также п. Пакино. Постановлением от 7 октября губернатор Александр Авдеев полностью запретил на этой территории продажу алкоголя.
«Сухой закон» для «севера»

Нет, не шутка

Когда постановление появилось утром в соцсетях, многие сначала решили, что это шутка. Отмечали отсутствие подписи, а также конкретных дат. Но нет, документ подлинный. «Запретить розничную продажу алкогольной продукции, за исключением продажи при оказании услуг общественного питания, в период проведения частичной мобилизации, объявленной указом президента РФ от 21.09.2022 № 647, на территории посёлка Пакино Ковровского района, на территории города Коврова, ограниченной на севере и западе – рекой Клязьма (включая микрорайон Заречная Слободка), на востоке – массивом лесного фонда, на юге – Горьковской железной дорогой, а также на территориях муниципальных образований Владимирской области в радиусе 300 метров от зданий военных комиссариатов», – гласит первый пункт постановления.
Далее губернатор приказывает местным администрациям разместить адреса военкоматов в СМИ и интернете, а контроль за исполнением постановления возложил на своего первого заместителя, курирующего вопросы промышленности и экономической политики. (Судя по функционалу, это Александр Ремига). Постановление вступает в силу сразу после его опубликования (сайт обладминистрации тоже считается).

Есть начало…

А вот сроки действия постановления заставляют коммерсантов напрячься – потому что их попросту нет. Документ «привязан» к указу президента России о частичной мобилизации, в котором сроки окончания не указаны – только старт 21 сентября. Соответственно, и продажа алкоголя на «севере» Коврова приостанавливается на неопределённый срок.
Возникает сразу несколько вопросов. И первый: областные чиновники и правда верят, что человека, твёрдо решившего поскандалить в военкомате, остановят жалкие 300 метров? Да он туда уже «готовым» придёт и с собой принесёт запасливо! Вопрос второй: удастся ли оградить мобилизованных (а, видимо, ради них постановление издавалось) от алкоголя, который им принесут, например, родственники? Добраться до магазина им при любом раскладе сложнее, чем дождаться другана с «гражданки». И, наконец, третий вопрос, и самый главный: ЧТО могло случиться, если потребовались столь радикальные меры? Какие события привели к этому постановлению – или оно появилось без причин? Из-за отсутствия информации в голову приходят самые разные варианты.
А главное, будет ли смысл? Практика показывает, что запреты обычно своей цели не достигают – взять хоть пресловутый горбачёвский «сухой закон», который вместо трезвости привёл к разгулу наркомании, самогоноварения и употребления суррогатов.

Добить «местных»?

Утром субботы в продуктовом «У танка», рядом с КПП, на витрине лежит объявление: «Алкоголь не продаётся с 8 по 10 октября». «Так начальство велело, – пожимает плечами продавец. – Будем ли продавать после 10-го? Не знаю, сказали, пока так». Интересуемся: может, были какие-то эксцессы с мобилизованными, скандалы? «Нет, – заверяет продавщица, – у нас ничего эдакого не происходило, у соседей тоже, мы бы знали. Так что не знаем, откуда такое решение».
Едем к вокзалу. Первый же сетевой алкомаркет в начале ул. Абельмана спокойно торговал слабоалькогольными напитками. Однако удивляла большая очередь – таких в прежние дни в этом магазине не было. Значит, в других местах всё-таки с алкоголем проблемы, а тут его спокойно продают, скорее всего, из-за статуса кафе-«наливайки»? Однако чуть дальше на ул. Абельмана в магазине федеральной сети тоже без изменений. Передо мной мужчина на кассе спокойно расплачивается за две «полторашки» пива. Другой выбирает вино.
А вот в магазине «Посылторг» в соседнем доме все стеллажи и холодильники с алкоголем закрыты тёмной тканью, продажи нет. В федеральном «Магните» напротив алкоголь не продают в принципе: «Школа рядом, – разъясняет мерчендайзер, – у нас спиртного не было никогда. Но другие наши магазины предупредили, что алкоголь продавать с сегодняшнего дня нельзя». Школа, видимо, расположена как-то хитро, раз спиртным спокойно торгуют соседи – и «федералы», и другая местная сеть (возможно, тоже озаботившаяся дополнительным статусом ночного кафе).
В магазине третьей местной сети на углу ул. Дегтярёва на мой вопрос, мол, алкоголь купить можно? – продавец уверенно кивает и предлагает выбирать. А в большом «Магните» буквально через дом – грустно ворчащие продавцы и стойки с бутылками, обклеенные объявлениями: что алкоголь с 7 октября не продаётся по указу губернатора. Возможно, в первый день запрета торговлю остановили самые законопослушные, а остальным сейчас уже тоже пришлось подчиниться. Не секрет, что алкоголь – одна из основных статей дохода продуктовых магазинов, и получить лицензию на торговлю им – дело сложное и нервное. Запрет на торговлю спиртным временными рамками не ограничен и может продлиться недели и даже месяцы. И если крупные федеральные сети за счёт огромных оборотов и большого количества магазинов, скорее всего, как-то «выплывут», то местные предприниматели ковровского «севера», особенно мелкие, от такого удара могут и не оправиться.

Ольга АБРАМОВА


Комментарий специалиста
Прокомментировать «антиалкогольное» постановление губернатора мы попросили ковровского юриста Дмитрия Петрунина.
«7 октября губернатор Владимирской области А. Авдеев подписал Постановление № 679 «Об установлении дополнительных ограничений времени и мест розничной продажи алкогольной продукции на территории Владимирской области на период проведения частичной мобилизации».
Если говорить об Указе президента РФ о проведении частичной мобилизации, то там ни слова не сказано о возможности подобных мер, если не считать п. 7 «Для служебного пользования». Хотя согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ «любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения», т.е. по Конституции РФ ограничений прав граждан там быть не должно.
А вот согласно абз. 2 п. 9 ст. 16 171-ФЗ, «органы государственной власти субъектов РФ вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, если иное не установлено настоящей статьей, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, если иное не установлено настоящей статьей».
Т.е. формальное право на ограничение прав жителей определенных территорий губернатор имеет, хотя связывать это ограничение с указом о частичной мобилизации вряд ли корректно.
Есть, впрочем, еще Конституция РФ, которая «имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации» (ст. 15), т.е. как разъясняет Верховный Суд, «судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия».
Согласно ст. 19 Конституции РФ: «1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности».
Считаю, что у жителей и предпринимателей Коврова есть шанс на отмену явно чрезмерного ограничения прав, но вот на возмещение убытков и морального вреда – вряд ли. Губернатор имел формальное право вводить ограничения, а употребление алкоголя вроде как не приветствуется моралью. Продавцы не захотят рисковать лицензией, а простые граждане – получить клеймо «алкоголика и пьяницы».

Оставить комментарий