Как помочь слепому человеку, если он растерялся на городских улицах? Почему нельзя сразу брать его за руку? Как люди, лишённые зрения, подбирают одежду, готовят еду, читают книги? Почему собака-проводник «не имеет права» носить намордник? Об этом и многом другом шла речь на «Уроке доброты», который прошёл в Ковровской детской музыкальной школе №1.Как правильно помочь?
Занятие было приурочено к месячнику белой трости, который проходит с 11 октября по 13 ноября. Однако такие уроки, как и тесное сотрудничество с городским обществом слепых, – давняя традиция ДМШ. Учащиеся школы, от первоклашек до подростков, заполнили актовый зал. Вела урок Наталья Коротеева, заведующая теоретическим отделом. Она рассказала об истории белой трости – как в 20-е годы прошлого века слепой англичанин, стремясь быть как можно более независимым, придумал покрасить свою трость в белый цвет, чтобы прохожие на улице понимали, что он не видит, и могли ему помочь или хотя бы не ругались, когда он на них натыкается. Наталья Викторовна на примере показала детям, как помочь слепому – подойти поближе и спросить, чем помочь, а дальше действовать по обстановке: может быть, проводить, если человек заблудился. Но ни в коем случае нельзя молча брать за плечо или руку – слепой все неожиданные тактильные ощущения воспринимает как препятствие и старается от них отодвинуться.
«Умные» приборы
Наталья Коротеева показала пособия, по которым обучаются слепые дети: абсолютно белые, но выпуклые изображения различных машин, животных, домов для малышей; специальные настольные игры, даже кубик Рубика; азбуку Брайля (который сам ослеп в семь лет, наткнувшись на ножницы) – шеститочечную систему чтения и письма. Пишут ею грифелем на специальном планшете, справа налево, а читают выпуклые точки с обратной стороны.
Наталья Викторовна показала устройства, которые облегчают жизнь – навигатор, прибор, позволяющий читать ценники в магазинах.
Её рассказ продолжила Вера Латышева. Она потеряла зрение пять лет назад – последствия травмы, которую получила в детстве во время катания на коньках. Однако ведёт полноценную жизнь, работает в Центре комплексного социального обслуживания специалистом по средствам технической реабилитации. Она показала приборы, которые измеряют уровень воды в чашке, определяют цвет одежды – чтобы подобрать гардероб; «говорящие» часы; специальные голосовые приложения в телефоне. Ещё одна участница мероприятия, Татьяна Рожкова, исполнила на рояле три танца из сюиты композитора Валерия Гаврилина. Девушка окончила специализированное музыкальное училище, во время учёбы активно концертировала, лауреат всероссийских и международных конкурсов среди незрячих, сама пишет музыку.
Друг всегда рядом – и чуть впереди
На встречу с ребятами пришла Вера Адоевская со своим другом – лабрадором Зевсом. Вместе они чуть больше года – собаку-проводника девушке передала школа подмосковной Купавны, единственная в России, где готовят таких помощников. Щенки лабрадоров, немецких и восточно-европейских овчарок (из этих пород выходят лучшие проводники) первые полгода жизни в школе просто живут – гуляют, резвятся. И тренируют нервную систему, учатся не реагировать на внешние раздражители: на фейерверки и петарды, крик, любой городской шум, вредных кошек и неадекватных навязчивых людей (но надо помнить, что проводник, как любая служебная собака, хозяина при необходимости защитит!). А в 6 месяцев из них отбирают самых умных, стрессоустойчивых, позитивных. И уже их инструкторы начинают обучать тонкостям работы со слепыми людьми.
«Зевс делает мою жизнь легче на 100%, – говорит Вера. – С ним я не натыкаюсь на препятствия и на людей, не спотыкаюсь, не боюсь заблудиться, даже в темноте и в дождь не наступаю в лужи: он в прямом смысле ведёт меня, выбирает безопасную и ровную дорогу».
Сразу и навсегда
Отношения хозяина с проводником – точно такие же, как и у зрячих людей с их питомцами. Собака – не просто помощник, это друг и член семьи. Чтобы человеку было легче найти с ней общий язык, в школе стараются подобрать проводника по характеру с учётом пожеланий будущего хозяина.
«У меня до Зевса собак никогда не было, – рассказывает Вера. – Но в какой-то момент я «созрела» для такого решения. Отправила заявку в Купавну, в анкете написала, что хотелось бы пса активного, игривого. И через 2-3 месяца мне дали Зевса! Повезло – обычно ждут собаку год-полтора. Зевсу тогда было год и четыре месяца, взрослый, в общем, пёс, но мы общий язык нашли быстро. Помню, когда впервые встретились, он тут же ко мне подбежал, запрыгал. Я сразу поняла, что это «моя» собака!
Конечно, в первое время приходилось нелегко. Зевс пытался (и сейчас бывает) стать «главным в стае»: прыгал по кровати и креслам, «качал права». Я уже потом узнала, что он попал в школу только в полгода, до этого жил в семье, но у кого-то из домочадцев началась аллергия, и его были вынуждены отдать. Думаю, ему там такое позволяли. Пришлось мягко отучать. Напрягала поначалу и необходимость выходить на прогулку рано утром, в любую погоду. Но я привыкла очень быстро, сейчас себя без него не представляю, а весь уход происходит как бы сам собой. Зевс везде со мной: и на работу (Вера – массажист в детской поликлинике. – Ред.),
и в гости, даже в другой город, и в санаторий».Рядом и без намордника
Не все граждане реагируют на собаку-проводника грамотно. И у Веры, и у других неоднократно возникали проблемы, например, с кондукторами: «а почему пёс без намордника, а где билет?». Так вот, собака-проводник по закону «имеет право» ездить в общественном транспорте бесплатно. И находиться со своим хозяином везде: даже в купе поезда и в салоне самолёта. А что до намордника, то проводнику просто запрещено в нём находиться: иначе пёс не сможет поднять вещь, которую уронил хозяин. Да-да, такая собака, во-первых, сама следит, не потерял ли что её «подопечный», а во-вторых, аккуратно подаст ему и перчатки, и смартфон, и даже банковскую карту или монету. И ещё почему-то у посторонних людей именно к собаке-проводнику так и тянется рука, чтобы погладить! Делать этого категорически нельзя – во-первых, просто потому, что собака чужая, а во-вторых, это мешает ей работать.
Поводок или шлейка
Вера объяснила: когда она берёт Зевса на жёсткую шлейку, это сигнал, что ему надо работать: помогать человеку идти. А по давно отработанному маршруту может взять на обычный поводок – значит, просто гуляют. Но и в этом случае Зевс «мониторит» обстановку – если на знакомом пути возникнет препятствие, он обведёт Веру мимо.
Проводник должен регулярно работать, иначе потеряет навыки. Но ему и отдыхать надо – правда, по-своему. Например, Зевс любит разучивать с Верой оригинальные команды: ходить «змейкой», давать лапу, подавать голос и даже «танцевать». А в сентябре они привезли в Ковров «серебро» Всероссийского состязания служебных собак-проводников, который проходил в школе в Купавне. Успешно и с удовольствием прошли шесть этапов – стенгазета, видеоклип, как идут по маршруту, гуляют, играют, общий курс дрессировки (выполнения команд), интеллектуальный конкурс, прохождение по маршруту с преодолением препятствий. Сейчас Зевсу два с половиной года, это весёлый молодой пёс, который обожает детей, всегда очень позитивный и радостный – пожалуй, это определение ему больше всего подходит.
Ольга АБРАМОВА