18.11.2022, 14:00

Трость, рука и шлейка проводника

Как помочь слепому человеку, если он растерялся на городских улицах? Почему нельзя сразу брать его за руку? Как люди, лишённые зрения, подбирают одежду, готовят еду, читают книги? Почему собака-проводник «не имеет права» носить намордник? Об этом и многом другом шла речь на «Уроке доброты», который прошёл в Ковровской детской музыкальной школе №1.

Трость, рука и шлейка проводника

Как правильно помочь?

Занятие было приурочено к месячнику белой трости, который проходит с 11 октября по 13 ноября. Однако такие уроки, как и тесное сотрудничество с городским обществом слепых, – давняя традиция ДМШ. Учащиеся школы, от первоклашек до подростков, заполнили актовый зал. Вела урок Наталья Коротеева, заведующая теоретическим отделом. Она рассказала об истории белой трости – как в 20-е годы прошлого века слепой англичанин, стремясь быть как можно более независимым, придумал покрасить свою трость в белый цвет, чтобы прохожие на улице понимали, что он не видит, и могли ему помочь или хотя бы не ругались, когда он на них натыкается. Наталья Викторовна на примере показала детям, как помочь слепому – подойти поближе и спросить, чем помочь, а дальше действовать по обстановке: может быть, проводить, если человек заблудился. Но ни в коем случае нельзя молча брать за плечо или руку – слепой все неожиданные тактильные ощущения воспринимает как препятствие и старается от них отодвинуться.

«Умные» приборы

Наталья Коротеева показала пособия, по которым обучаются слепые дети: абсолютно белые, но выпуклые изображения различных машин, животных, домов для малышей; специальные настольные игры, даже кубик Рубика; азбуку Брайля (который сам ослеп в семь лет, наткнувшись на ножницы) – шеститочечную систему чтения и письма. Пишут ею грифелем на специальном планшете, справа налево, а читают выпуклые точки с обратной стороны.
Наталья Викторовна показала устройства, которые облегчают жизнь – навигатор, прибор, позволяющий читать ценники в магазинах.

Трость, рука и шлейка проводника

Её рассказ продолжила Вера Латышева. Она потеряла зрение пять лет назад – последствия травмы, которую получила в детстве во время катания на коньках. Однако ведёт полноценную жизнь, работает в Центре комплексного социального обслуживания специалистом по средствам технической реабилитации. Она показала приборы, которые измеряют уровень воды в чашке, определяют цвет одежды – чтобы подобрать гардероб; «говорящие» часы; специальные голосовые приложения в телефоне. Ещё одна участница мероприятия, Татьяна Рожкова, исполнила на рояле три танца из сюиты композитора Валерия Гаврилина. Девушка окончила специализированное музыкальное училище, во время учёбы активно концертировала, лауреат всероссийских и международных конкурсов среди незрячих, сама пишет музыку.

Друг всегда рядом – и чуть впереди

На встречу с ребятами пришла Вера Адоевская со своим другом – лабрадором Зевсом. Вместе они чуть больше года – собаку-проводника девушке передала школа подмосковной Купавны, единственная в России, где готовят таких помощников. Щенки лабрадоров, немецких и восточно-европейских овчарок (из этих пород выходят лучшие проводники) первые полгода жизни в школе просто живут – гуляют, резвятся. И тренируют нервную систему, учатся не реагировать на внешние раздражители: на фейерверки и петарды, крик, любой городской шум, вредных кошек и неадекватных навязчивых людей (но надо помнить, что проводник, как любая служебная собака, хозяина при необходимости защитит!). А в 6 месяцев из них отбирают самых умных, стрессоустойчивых, позитивных. И уже их инструкторы начинают обучать тонкостям работы со слепыми людьми.

«Зевс делает мою жизнь легче на 100%, – говорит Вера. – С ним я не натыкаюсь на препятствия и на людей, не спотыкаюсь, не боюсь заблудиться, даже в темноте и в дождь не наступаю в лужи: он в прямом смысле ведёт меня, выбирает безопасную и ровную дорогу».


Сразу и навсегда

Отношения хозяина с проводником – точно такие же, как и у зрячих людей с их питомцами. Собака – не просто помощник, это друг и член семьи. Чтобы человеку было легче найти с ней общий язык, в школе стараются подобрать проводника по характеру с учётом пожеланий будущего хозяина.

Трость, рука и шлейка проводника

«У меня до Зевса собак никогда не было, – рассказывает Вера. – Но в какой-то момент я «созрела» для такого решения. Отправила заявку в Купавну, в анкете написала, что хотелось бы пса активного, игривого. И через 2-3 месяца мне дали Зевса! Повезло – обычно ждут собаку год-полтора. Зевсу тогда было год и четыре месяца, взрослый, в общем, пёс, но мы общий язык нашли быстро. Помню, когда впервые встретились, он тут же ко мне подбежал, запрыгал. Я сразу поняла, что это «моя» собака!
Конечно, в первое время приходилось нелегко. Зевс пытался (и сейчас бывает) стать «главным в стае»: прыгал по кровати и креслам, «качал права». Я уже потом узнала, что он попал в школу только в полгода, до этого жил в семье, но у кого-то из домочадцев началась аллергия, и его были вынуждены отдать. Думаю, ему там такое позволяли. Пришлось мягко отучать. Напрягала поначалу и необходимость выходить на прогулку рано утром, в любую погоду. Но я привыкла очень быстро, сейчас себя без него не представляю, а весь уход происходит как бы сам собой. Зевс везде со мной: и на работу
(Вера – массажист в детской поликлинике. – Ред.), и в гости, даже в другой город, и в санаторий».

Рядом и без намордника

Не все граждане реагируют на собаку-проводника грамотно. И у Веры, и у других неоднократно возникали проблемы, например, с кондукторами: «а почему пёс без намордника, а где билет?». Так вот, собака-проводник по закону «имеет право» ездить в общественном транспорте бесплатно. И находиться со своим хозяином везде: даже в купе поезда и в салоне самолёта. А что до намордника, то проводнику просто запрещено в нём находиться: иначе пёс не сможет поднять вещь, которую уронил хозяин. Да-да, такая собака, во-первых, сама следит, не потерял ли что её «подопечный», а во-вторых, аккуратно подаст ему и перчатки, и смартфон, и даже банковскую карту или монету. И ещё почему-то у посторонних людей именно к собаке-проводнику так и тянется рука, чтобы погладить! Делать этого категорически нельзя – во-первых, просто потому, что собака чужая, а во-вторых, это мешает ей работать.

Поводок или шлейка

Вера объяснила: когда она берёт Зевса на жёсткую шлейку, это сигнал, что ему надо работать: помогать человеку идти. А по давно отработанному маршруту может взять на обычный поводок – значит, просто гуляют. Но и в этом случае Зевс «мониторит» обстановку – если на знакомом пути возникнет препятствие, он обведёт Веру мимо.

Трость, рука и шлейка проводника

Проводник должен регулярно работать, иначе потеряет навыки. Но ему и отдыхать надо – правда, по-своему. Например, Зевс любит разучивать с Верой оригинальные команды: ходить «змейкой», давать лапу, подавать голос и даже «танцевать». А в сентябре они привезли в Ковров «серебро» Всероссийского состязания служебных собак-проводников, который проходил в школе в Купавне. Успешно и с удовольствием прошли шесть этапов – стенгазета, видеоклип, как идут по маршруту, гуляют, играют, общий курс дрессировки (выполнения команд), интеллектуальный конкурс, прохождение по маршруту с преодолением препятствий. Сейчас Зевсу два с половиной года, это весёлый молодой пёс, который обожает детей, всегда очень позитивный и радостный – пожалуй, это определение ему больше всего подходит.

Ольга АБРАМОВА

Оставить комментарий