27.04.2023, 08:08

Кому не нужен социальный лифт?

Чем ближе дата первого единого госэкзамена, тем сильнее становятся слышны уже традиционные ежегодные «подвывания» самих будущих выпускников и их родителей: «Ой, как сложно, деточку замучили, так нервничает, переживает. То ли дело в наше время, как всё было легко и просто!».
Кому не нужен социальный лифт?

Москва – для москвичей?

В унисон звучат поддакивания некоторых политиков разной степени свежести и влияния – дескать, ЕГЭ оглупляет детей, они не получают полноценного образования, учат только нужное для сдачи экзамена, а тесты не заменят полноценный экзамен. И, в очередной раз слушая этот вой, удивляешься: ладно политики, они явно преследуют свои цели, а обычные-то люди и правда не могут сообразить, чем их детям грозит возвращение к «самой лучшей советской системе»? (Видимо, не очень-то она была хороша, раз включать мозги так и не научила).
Начнём с главного. ЕГЭ – это социальный лифт. Достаточно посмотреть на цифры: до единого госэкзамена в престижных столичных вузах училось 70% москвичей и 30% иногородних, сейчас же ситуация обратная. Ну-ка, кто догадается почему? Правильно, потому что жителю столицы гораздо проще договориться в нужном вузе о приёме своего Митрофанушки, чем папе-маме из условного Тамбова или Урюпинска. До ЕГЭ в вузах открывалось широченное поле для коррупции – об этом говорят не скрывая. А надо-то, чтобы «поступить» нужного человечка при традиционном экзамене, всего лишь задать (или не задать) сложный вопрос не по программе. Неоднократно сама была свидетелем историй (правда, уже в 90-е и нулевые), когда непринятый абитуриент обнаруживал в письменной работе свой правильный ответ зачёркнутым синей ручкой, рядом – явно неправильный и зачёркнутый уже красной. Доказать было ничего нельзя. Интересно, кто хочет возврата в те «святые» годы?
Ещё момент: до ЕГЭ шанс поступить был единственным в году. Вступительные экзамены шли везде в одно и то же время. Сейчас тоже декларируемые «5 вузов и 3 специальности» на практике не так уж доступны: если баллов впритык, а под конец приёма документов подошли сильные «конкуренты», надо быстро сориентироваться и переписывать документы на другую специальность или бежать в другой вуз. Но при таком раскладе есть хотя бы шанс. При традиционных экзаменах их нет. Совсем.

Посмотритесь в зеркало

Интересно, те, кто говорят про «тупые тесты», повторяют за другими или просто нагло врут? Потому что уже давным-давно ЕГЭ – не «угадайка», а многоуровневая и сложная система проверки знаний. Да, 10-11 классы – это подготовка к госэкзамену. Но разве до ЕГЭ было не так? Старшеклассники в открытую «забивали» на все предметы, кроме тех, что были нужны на вступительных экзаменах. И бороться с этим было невозможно: плохой аттестат был позором не столько для ученика, сколько для учителя и школы в целом. Это, кстати, привело к тому, что в позднесоветские годы оценки просто «рисовали». Так что по факту отличный аттестат, который некоторые предлагают учитывать при поступлении в вуз, просто фикция. Давайте честно, глядя самим себе в глаза, ответим: а много ли мы помним из знаний, полученных в школе, которыми мы не пользуемся в нынешней профессии? Честный ответ будет: плюс-минус ноль. Как в том анекдоте, когда свёрнутым из проволоки интегралом вытаскивали ключи, упавшие в унитаз.

Каждому по потребностям

Жалобы, что «ЕГЭ без репетиторов не сдашь», вообще звучат смешно. Лично знаю людей, которые поступили в престижные столичные вузы без всяких репетиторов. Занимались сами, много и упорно. Значит, это реально? И да, до ЕГЭ те, кто планировал поступать чуть «выше» родной области, тоже пользовались услугами репетиторов. Просто это не афишировали.
Огромное преимущество ЕГЭ в том, что это одновременно и выпускные экзамены из школы, и приёмные в вуз. А теперь давайте вспоминать. В позднем СССР и далее сдавали минимум 4 выпускных экзамена – два обязательных и два по выбору. Напряжение, нервы… А потом ещё гораздо больший стресс – 3-4 вступительных экзамена. И вся судьба – на одной карте. Тот, кто говорит, что раньше было легче, сам сдавал разве что заявление в ПТУ. Или возрастные изменения дают о себе знать – когда помнится только хорошее, а плохое и нервное забывается.
Сейчас тот, кто не планирует получать высшее образование, или собирается поступать в доступный вуз, где хватит небольших баллов, может спокойно, без репетиторов и дополнительных занятий сдать на минимум, получить аттестат. И дальше – хоть в колледж (а потом, после сдачи «обычных» экзаменов, и в вуз), хоть работать. Свобода полная. Так не надо лишать её других – тех, кто хочет попробовать свои силы в топовых вузах.

Кому выгодно?

Казалось бы, зачем надо подогревать такие настроения? В первый момент подумалось: чтобы пополнить армию. Так ведь нет: призывать скоро будут с 21 года, и пойти с 18-ти, провалившись в вуз, будет нельзя. Далее только предположения. Лоббировать отмену ЕГЭ могут московская и питерская «элиты» (то есть просто коренные обитатели столиц) – для них это возможность пропихнуть в вузы своих дитачек, чьи места сейчас заняли талантливые ребята из провинции. Потому что знакомства и связи, конечно, по-прежнему играют роль, но уже не такую. Что интересно – сами вузы и другие образовательные учреждения выступают против отмены ЕГЭ. Зато за возврат к «традиционным ценностям» – две трети «обычных граждан». Поневоле усомнишься в качестве «доегэшного» образования…
Ещё одним «бенефициаром» косвенно может быть государство – несостоявшиеся студенты восполнят дефицит рабочих кадров, с которым российские предприятия сейчас сталкиваются в полный рост. Куда идти провалившемуся абитуриенту, которому даже до армии ещё три года? На завод, конечно.
Радует, что президент недавно чётко ответил «любителям старины»: отмена ЕГЭ не повысит качества образования, но снизит его доступность для ребят из регионов. Как говорится, лучше не скажешь.
Ольга Абрамова


«КВ» № 14 от 11.04.2023

Оставить комментарий