26.07.2023, 08:00

К.Батяева: На пенсию я не собираюсь

Всегда весела, бодра и приветлива. Этой женщине через несколько месяцев исполнится 90 лет. А она до сих пор работает! Уже 65 лет в медицине. И это ее благодарные пациенты обратились к нам в редакцию с просьбой рассказать об удивительном докторе. Что мы с удовольствием и делаем!
К.Батяева: На пенсию я не собираюсь

Семья – это силы

Знакомьтесь, Клара Петровна Батяева, зав. физиотерапевтическим отделением КГБ № 2, врач высшей категории. Никогда бы не подумала, что этой женщине с безупречной прической, маникюром и душевной улыбкой почти 90.
Честно сказать, не укладывается в голове. Как можно так выглядеть, еще и работать. Ведь большинство людей еле-еле просыпаются с утра и с нежеланием идут на работу. Некоторые ждут не дождутся пенсии. А тут все наоборот. Бодрая, энергичная, с прекрасным чувством юмора. А какая память! Она помнит всех по именам и фамилиям, не поверите, даже авторов учебников, по которым когда-то занималась. И про всех говорит – красивые, хорошие люди. Её навыки неоценимы, ее профессионализм – бесспорен. Иначе не было бы столько благодарных пациентов. Она всегда поддерживает дружелюбную атмосферу в коллективе, шутит и подбадривает каждого.
Просто удивляешься, сколько в этой маленькой женщине добра и позитива.
Где она берет силы? На это наша героиня с неизменной улыбкой отвечает: «Моя свобода, которую я ощущаю, способность работать мне дает моя семья. Медицину я люблю, пациентов люблю, но именно семья дает веру в себя и ощущение стойкости, надежды. Что бы ни происходило в жизни, никогда моя семья не оставляла меня ни на минуту в какой-то растерянности. Они всегда рядом».
И вот эта искренность очень чувствуется. Ее дочь Ирина Монахова, которая работает заведующей иммунологической лабораторией и тоже является врачом высшей категории, все время рядом с мамочкой. Так она называет ее с детства. Мать и дочь всегда на связи, проводят много времени вместе. Иногда Ирина Владимировна читает Кларе Петровне вслух, и в эти трогательные моменты у них наворачиваются слезы. Это так трогательно. Наблюдаешь за отношениями и понимаешь, так и должно быть.
К.Батяева: На пенсию я не собираюсь


Трудное детство

Клара родилась в Коврове. Мама, скромная и трудолюбивая, работала на заводе. Папа – кадровый офицер. Когда началась война, девочка пошла в первый класс. Детство было трудное. Папа погиб на фронте в 1944 году, мама так и работала на заводе, делая снаряды.
«Самый сложный был 42 год, – вспоминает наша героиня. – Картофельные очистки мы не выбрасывали. Их мыли, сушили, а потом, добавляя водички, раскатывали и делали шлеп на шлеп. Выкладывали на пустую сковородку и вроде как жарили. Зато на Новый год на заводе давали гостинцы, и не только сладкие, но даже одежду».
Мама как могла заботилась о своих дочерях (у Клары была сестренка), окружая заботой и любовью. Несмотря на все трудности наша героиня окончила 10 классов.

Дело случая

Клара не знала, кем хочет стать. В 1951 она села в поезд и поехала в г. Горький, не зная, в какой институт подать документы. Она дружила с девочкой Лидой, которая звала Клару поступать в водный институт. На выпускном между подружками пробежала кошка (из-за молодого человека). В результате Лида уехала, Клара – задержалась.
Уже в поезде к ней подсела одноклассница Римма, которая ехала поступать в медицинский институт. «Когда мы вышли в Горьком, я вздохнула и подала документы в медицинский», – вспоминает Клара Петровна. Как и положено в то время, сдавали вступительные экзамены. В результате Римма не прошла. А Клара начала свой профессиональный путь. И ни разу об этом не пожалела.
Девушка училась хорошо. Что и говорить, знания в то советское время давали фундаментальные.
«Первые два курса дается очень мощная базовая основа, – рассказывает Клара Петровна. – Даже физика есть, но она медицинская. Химий пять мы изучали! Анатомия вся на латыни. Не знаю, как сейчас, но мы учили все на настоящих трупах. Была анатомичка, в ней стояла ванна с формалином, в ней лежали руки, ноги... Надо коленный сустав выучить, а там 100 наименований, педагог дернет пинцетом что-то, а ты назови, что это. Постепенно привыкли и даже стали перекусывать прямо в анатомичке. Кстати, резиновых перчаток тогда не было!».

Студенческая свадьба

Учеба учебой, а любовь никто не отменял. Клара Петровна говорит, кавалеров хватало. И на 4 курсе девушка вышла замуж. Владимир был старше на год. Он сказал: «Если выйдешь за меня, всего добьюсь и все сделаю для тебя». Так и произошло. Владимир Максимович стал известным доктором и любящим супругом.
Свадьба была самая обыкновенная, студенческая. Расписывались молодожены 27 декабря, поэтому вся группа, собравшаяся на квартире однокурсника, отмечала и свадьбу и Новый год. Свадебного платья не было, зато были настоящие чувства, которые молодые смогли пронести через всю жизнь. Через некоторое время родилась дочка.
Лучших студентов института, среди которых был и Владимир, после 4 курса отбирали в Ленинградский институт на военно-морскую кафедру. И молодая семья переехала в Ленинград. Вот только трехмесячную Ирину пришлось оставить со свекровью. В городе на Неве продолжилась учеба. Молодые снимали квартиру. «Володе дали военную форму, красота», – вспоминает наша героиня. А вместе с формой неплохую стипендию. Если у жены была стипендия 230 рублей, у мужа – 1360. Плюс 200 рублей «дунькиных», так называли доплату на квартиру.

Золотая моя мамочка

Дочку удавалось видеть только на каникулах.
«Я собирала неподъемный чемодан – гречку, манку, песок, и везла гостинцы на станцию Оброчное, где жили родители мужа. С моей мамой списывались и встречались на станции. Дом от станции был недалеко, но мы не могли утащить этот чемодан. Вдвоем за ручки – неудобно. И вот моя золотая мамочка, очень маленькая женщина, приседала и говорила мне, чтобы я за край чемодана поднимала его ей на плечо. И она одна тащила этот огромный чемодан. Все-таки из наших женщин война выковала металл!».

Врач-лечебник

Когда закончили учебу, муж получил назначение, а жене дали свободный диплом.
«В те времена руководители не любили свободные дипломы, – вспоминает Клара Петровна. – Им нужно было укомплектовать заявку. На выдачу диплома приезжали представители тех районов, которым нужны были врачи». Такие своеобразные смотрины будущих кадров. А наша героиня – как бы ничейная. В дипломе написано – врач-лечебник. А это значит, что пройдя специализацию, можно работать любым доктором, хоть хирургом.
Супруги забрали доченьку, поехали на Дальний Восток, там получили распределение в Советскую гавань, где стояла бригада подводных лодок. Оказалось, что в армии вольнонаемные не нужны, поэтому работать было негде. Юный доктор (ей тогда было всего 23 года) просидела без работы год. И тут случилось непредвиденное, супруг заболел и его комиссовали. Молодая семья приехала в Ковров.
Можно сказать, что в Коврове у обоих карьера складывалась удачно.
Супруг сначала работал цеховым врачом на заводе, потом заведовал поликлиникой городской больницы № 2. Позже ему предложили возглавить тогда еще строившуюся ЦГБ. При нём больница была введена в эксплуатацию, он набирал команду, налаживал работу. А наша героиня сначала работала участковым врачом.
«Мне дали самый дальний участок, – вспоминает Клара Петровна. – Район ул. Блинова, раньше называлась деревня Салтаниха. Машины не было. Но была лошадь. Зимой мне давали сани, летом я ездила в тарантасе. Чего в этой больнице только не было! Во дворе патологоанатомическая избушка, где вскрывали трупы умерших больных. Держали поросят, потому что были отходы, была прачечная, стерилизационная». В этой ставшей родной больнице наша героиня и проработала всю жизнь. Правда, на 5 лет уходила «на комплекс», чтобы работать вместе с мужем. Но после его смерти вновь вернулась.
К.Батяева: На пенсию я не собираюсь
К.Батяева: На пенсию я не собираюсь
К.Батяева: На пенсию я не собираюсь

Я обожала офтальмологию

К.П. Батяева, отработав участковым, переквалифицировалась в глазного доктора и проработала им 17 лет, ведя приемы и у взрослых, и у детей.
«Я обожала офтальмологию, – говорит доктор. – Не отпущу ни одного пациента, не зная, с чем был пирожок, осмотрю этот глазик со всех сторон!».
Однажды был случай. У ребенка сложное заболевание, наш доктор подбирает очки. Родители благодарны, но на всякий случай хотели проконсультироваться с профессурой. Клара Петровна предлагает съездить в Москву. Поехали, и как потом рассказали родители, в Москве поразились работой нашего доктора, сказав: «Лучших очков мы вам не подберем».
Потом Клара Петровна освоила еще одну специальность и стала физиотерапевтом, и вот уже много лет заведует отделением. Говорит, что для этого пришлось много учиться. Хотя и по сей день доктор периодически берет в руки топографическую анатомию, чтобы как можно точнее сделать назначения для пациента. К слову, работала Клара Петровна не только с пациентами, но и со студентами. Долгое время она преподавала в медицинском колледже.

Когда на пенсию?

Кажется, что когда-то заведенный механизм совершенно не знает усталости. На вопрос, не собирается ли наша героиня на пенсию, отвечает, все так же улыбаясь, может быть, когда-нибудь...
А вот на вопрос – что главное в профессии, ответ четкий:
«Надо любить работу, надо быть профессионалом! А для этого надо много знать и учиться. Надо любить больных и с ними считаться!».
Татьяна НИКИФОРОВА


Оставить комментарий