28.08.2023, 08:00

Полеты не во сне, а наяву

Кто не мечтал летать, как птица? Особенно в детстве. Парить свободно и независимо в облаках над огромными пространствами лесов, видеть сверху города и села, реки и поля – это незабываемые впечатления.

Полеты не во сне, а наяву

Полеты сделал частью своей жизни наш земляк Алексей Воробьев, выбрав для себя сначала парашют (на его счету тридцать прыжков), потом параплан.

Для справки: в 1964 году Стив Снайдер изобрел парашют-крыло.
В середине 70-х годов прошлого века в Альпах французы предприняли попытку слететь с горы, используя данную конструкцию, старт осуществлялся с лыж. Так появилась дисциплина рara-ski, а парашют стал модифицироваться для полетов с гор: он удлинился, увеличилась его площадь (для меньшей скорости снижения), увеличилось количество секций, стали тоньше стропы. Родился параплан, еще очень похожий на парашют-крыло. В конце 80-х стали появляться парапланы эллипсовидной формы. Теперь на усовершенствованном параплане – сверхлегком и компактном летательном аппарате –можно стартовать не только с горы, но и на равнинной местности при помощи лебедки.

На склон, где дует ветер...

«Между прыжком с парашютом и полетом на параплане огромная разница, – делится опытом Алексей. – Прыжок – это всего лишь замедленное падение, когда совсем недолго землю рассматриваешь как топографическую карту, а парапланеризм сродни птичьему полету, можно набирать высоту в два-три километра, парить в небе часами».


Он заверяет, что вестибулярный аппарат привыкает быстро, и тогда летать на параплане очень просто, как на велосипеде ездить. Старт со склона или горы, когда в них дует ветер. К примеру, в Вязниках на всем известный Венец, который имеет высоту около семидесяти метров, часто дует северный ветер, и по склону воздушные массы поднимаются вверх. Главное для парапланериста – набрав 100-200 метров высоты, найти термический поток и вкрутиться в него по спирали. Зафиксировать подъем или спуск, а также скорость помогает специальный прибор – вариометр.
В Крыму, на Кавказе и во многих других живописных местах России «стаи» парапланеристов – уже не редкость. Герой нашего повествования увлекся этим видом спорта в зрелом возрасте, специальных школ и клубов не посещал, инструкторы его не подстраховывали. Всему научился сам и уже пятнадцать лет не представляет свое существование без параплана. Приблизительно столько же лет назад в Коврове появились свои парапланеристы-самоучки, 8-10 человек. Но к сегодняшнему дню их количество не увеличилось. Скорее, наоборот.

Небесные маршруты

Тех ковровчан, кто летает постоянно, используя каждый свободный от работы день (а если погода подходящая, и работа подождет), не говоря уже об отпусках, всего двое – Алексей Воробьев и Валентина Кондратьева. Примечательно, что он прежде занимался парашютным спортом, а она – дельтапланеризмом. В своей новой ипостаси они зачастую вместе осваивают очередной небесный маршрут.

Полеты не во сне, а наяву

«Видимо, ковровская молодежь предпочитает летать в виртуальной реальности, – улыбается Алексей. – Вот у наших соседей, в Нижнем Новгороде, много молодых парапланеристов. Может, потому что там, на высоких берегах Оки и Волги в 100-120 метров, возможностей для полетов сколько хочешь. Мы с Валентиной часто туда отправляемся. Причем летаем не только над реками и полями, но и непосредственно над городом. Из парка «Швейцария». Только перед этим обязательно надо связаться с авиадиспетчером, чтобы дал определенную высоту и радиус».


Самый длительный полет Алексея – 40 километров среди Гималаев. И самая высокая точка старта была там же – 2400 метров над уровнем моря. В Индию он ездил трижды вместе с Валентиной Кондратьевой. Они и пешком там много отмахали, среди джунглей, которые не столь непроходимы, как казалось им раньше. С двух ракурсов видели и леса, и чахлые деревушки, и среди буйной растительности – живописные полуразрушенные строения прошлого.
«Можно и четыреста километров пролететь, и даже больше, при желании и опыте. Особенно в облачную погоду. Ведь потоки восходящего теплого воздуха формируют облака. Поднимаемся под облако (можно и в него залететь) и идем к другому. Очень удобно, если облака выстраиваются друг за другом, образуя улицу».

И страшно, и смешно

Романтично? Однозначно. Захватывающе? Разумеется. Страшно? Страх должен быть, считает Алексей. Все-таки полет – несвойственное человеку состояние. Страх защищает парапланеристов от травм, заставляет думать, как лететь, куда и стоит ли это делать сегодня.

Полеты не во сне, а наяву

Парапланеризм – экстремальный вид спорта. Иногда в полете из-за турбулентности параплан может сложиться, почти как зонтик.

«Надо по возможности привести его в прежнее положение. Если не выходит, на крайний случай у каждого из нас есть спасательный парашют, уложенный в подвеске. Бросил его вбок и спускайся спокойно. Но высота при этом должна быть не меньше ста метров. Иначе остается только молиться».

Но не будем о грустном. Лучше расскажем о курьезных приземлениях парапланеристов. Так, в Турции – к примеру, в курортном поселке Олюдениз, где зачастую можно встретить российских любителей этого спорта – парапланы приземлялись и на прилавок открытого магазина, и на пляжную зону с зонтиками и шезлонгами, откуда с воплями разбегались отдыхающие.

Полеты в теплых странах, конечно, хороши. Но, по мнению Алексея, не менее хороши и зимние полеты в России-матушке. Не стоит думать, что для этого надо надевать на себя сто одежек. Достаточно экипироваться, как обыкновенный турист. Здесь самое трудное – шагать и шагать на склон через глубокий снег, иногда по пояс в нем, по очереди протаптывая тропинку. А самое лучшее время для полетов в нашей местности – август-сентябрь, когда земля уже хорошо прогрелась, погода становится более стабильной, и потоки воздушные тоже стабильны.

О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий