18.09.2023, 12:00

Мы не отдыхаем, мы путешествуем

Большая компания туристов из восемнадцати человек этим летом прошла заповедными тропами Красноярского края. Среди них были жители Санкт-Петербурга, Краснодара, Смоленска и трое ковровчан – Максим Асташев, Сергей Васильев, Ольга Котова. Восемь походных дней оставили неизгладимый след в сердцах бывалых туристов и вдохновили на очередные путешествия новичков.
Мы не отдыхаем, мы путешествуем
Пеший поход – царь походов

«В Коврове есть много туристов, которые живут активными путешествиями. У меня куча других интересов – я не бросаю все ради очередного маршрута в горы или сплава по очередной бурной реке. Но туризм все равно занимает значительное место в моей жизни вот уже десять лет. Бывал на Камчатке, в Якутии, на Кавказе, на Байкале, на плато Путорана. И вот теперь передо мной открылся Красноярский край, – рассказывает Максим Асташев. – Мы преодолевали пеший маршрут с шестью перевалами по знаменитому национальному парку Ергаки (на юг Красноярского края). Местность, известная в узких кругах, с недавнего времени – довольно популярный туристический маршрут. Высокогорный рельеф, огромные кедры, реки, чистейшие озера – красота неимоверная, пока не испорченная местными и пришлыми людьми. Ведь чем больше народа, тем больше место теряет самобытность и аутентичность.
Завораживает, когда преодолеваешь перевал, и взору открывается новая картинка, абсолютно не такая, как предыдущая, как будто в разных природных уголках страны побывал. Иногда складывалось ощущение, что попал на другую планету.
К примеру, скала, напоминающая параболу – идеальная геометрия природного происхождения. Здешняя местность с высоты птичьего полета выглядит, как поверхность Марса или Луны. Эффект такой от кратеров, оставленных давними вулканическими извержениями».
Максим считает, что только во время пешего похода человек может глубоко понять, прочувствовать место, где находится. Это своего рода медитация, отрешенность от всего наносного. И чем сложнее поход, тем лучше.
Мы не отдыхаем, мы путешествуем
Мы не отдыхаем, мы путешествуем
Мы не отдыхаем, мы путешествуем

Люди из другого края

Восемьдесят процентов успеха любого похода – это люди. По словам Максима, компания сложилась хорошая, в ней было интересно и комфортно. Здесь даже непогода не помешала бы позитивному восприятию окружающей действительности.
«Среди нашей группы были люди, которые попали в многодневный поход впервые и которым несложные перевалы категории 1А и 1Б с непривычки показались ого-го какими. Я наконец-то вытащил в поход друга, чтобы тот стряхнул с себя московскую пыль и понял, для чего надо жить. Он ругался иногда, но шел и шел. Решил: обязательно и в следующий раз пойдет. Сейчас присматривает себе новый рюкзак».
А параллельно нашей группе двигались туристы из Хакасии, что граничит с Красноярским краем. Нашлись среди них знакомцы, встреченные когда-то в Норильске, на плато Путорана. Вел их 64-летний мужчина, который имел физическую форму 30-летнего. Даже чем-то напоминал Терминатора.
Местные, которые все вокруг уже «излазили», давали дельные советы, куда лучше пойти, где остановиться на ночлег. Давно замечено: чем дальше от центра России, тем более добрые и открытые люди встречаются. Их появление внесло в поход разнообразие и некий колорит. Много рассказывали они о жизни в соседней Тыве и собственно в Хакасии – республике, которая богата полезными ископаемыми, но в развитие которой, по их мнению, мало вложено.
«Но Хакасию нельзя назвать депрессивной. Видно, что люди свою республику любят. Вот Абакан, где я побывал, очень приятный для жизни город. Не мегаполис. Деньгами особенно не пахнет. Зато уютный – скверики, парки, качели-карусели. Прибрано везде, цветы посажены. И складывается ощущение, что все это не столько заслуга местных властей, сколько горожан», – считает Максим.

Осторожно: медведи!

Что касается природных территорий Красноярского края, за туристическими тропами местные власти следят, костры жечь не разрешают. Но, сказать по секрету, туристы их разводили, обязательно со всеми предосторожностями. Иначе как поесть и ночью согреться? Путешествие было в июне, для южной Сибири это еще не сезон, поэтому егеря не очень активизировались.
«Однако напряженность некая была, потому что мишек много – не зря на маршруте предупреждения висят «Осторожно: медведи». Ночами казалось: кто-то большой ходит вокруг палаток. На этот раз с царем лесов мы не столкнулись, а вот на Камчатке в лагере медведи появлялись даже днем. Приходилось отгонять их фальшфейерами. Поджигали, скорее, для собственного успокоения, ведь ни фальшфейер, ни специальный перцовый баллончик не спасут, если у медведя определенные серьезные намерения».
Вообще, зверья в Красноярском крае много, особенно в тайге. Да-да, есть здесь и светлые лиственничные леса, и суровые арктические равнины, но есть и густая темнохвойная тайга. Природа практически нетронутая. Это вам не Алтай, который ближе к центру страны и который исхожен людьми вдоль и поперек.
Климат в республике резко континентальный, с сухим и жарким летом и холодной снежной зимой. Поэтому в июне в озерах на высокогорье еще плавал лед. Несмотря на это, самые стойкие из группы – а таких большинство – купались и мылись в ледяной водичке. А потом на солнышко. Благо, оно жарило хорошо – температура воздуха тридцать и даже сорок градусов тепла, обгорели все. Но не беда...
А что дальше? Дальше этим летом была Карелия с ее ведьминой горой Ваттоваарой. Но это уже другая история. Сейчас же вкратце можно озвучить дальнейшие планы ковровских туристов.
«Руководитель нашей группы Дима Резниченко – человек педантичный, но с авантюрным складом характера – предложил нам забраться в Карякию на месяц, часть пути проделать пешком, часть – на пакрафтах. Пока думаем. Возможно, решимся на что-то другое».
О. АРТЕМЬЕВА

Оставить комментарий