08.12.2023, 08:00

Урок от героев

«В жизни всегда есть место подвигу». Казалось бы, заезженная цитата Максима Горького, стандартная тема для школьных сочинений давних советских лет. Но на самом деле есть в ней и глубокий философский смысл, и правда – на все времена. В этом смогли убедиться ученики и преподаватели школы № 14, где классный час «Разговоры о важном», приуроченный ко Дню Героев Отечества, провели настоящие герои – Владимир Гасоян, Ирина Химич и Валерий Фёдоров.
Урок от героев

«Не сачкуйте и читайте книги»

Такой совет старшеклассникам дал Валерий Фёдоров. Директор школы Светлана Сорокина представила его с особой гордостью: первый заместитель министра МВД в 1995-2001-м, генерал-полковник – выпускник нашей 14-й школы, и его милицейская карьера тоже началась в Коврове.
Валерий Иванович поделился воспоминаниями о школьном детстве – как впервые пришёл в школу-бывший госпиталь, где ещё пахло бинтами, лекарствами и извёсткой. Как хулиганили – подводили часы в коридоре, чтобы звонок на перемену дали раньше, как носили учебники за поясом или в авоське, чтобы не брать с собой портфель. Как радовались, когда на выпускной дали угощение – по маленькому пирожному и стакану лимонада. И как потом в общежитии вуза читал стихи девчонкам-соседкам, чтобы те поделились сахарным песком.

Карьера Валерия Фёдорова кажется головокружительной, но он шёл к ней долго – после школы пошёл работать токарем на завод им. Дегтярёва, когда призвали в армию, служил в ракетных войсках. А там вставал каждый день не в 7, а в 6 часов, и, сидя в курилке, повторял школьную программу, чтобы поступить учиться в университет на юриста. И уже потом были служба в милиции, последовательная карьера, и особая часть жизни – участие в контртеррористической операции в Чечне, окружение в Грозном. «Мне очень везло, – признался Валерий Фёдоров, – но и трудился я тоже много. И вы, ребята, не ленитесь, не сачкуйте – и больше читайте».
Урок от героев

Путь к мечте

Владимир Гасоян мечтал стать пилотом почти столько, сколько себя помнил. Когда в детском саду его сфотографировали в лётной форме, он, увидев снимок, твёрдо сказал: «Буду лётчиком!». Но путь к мечте оказался долгим и трудным. Сразу после школы поступить в лётное училище он не смог, пошёл в техническое. Несколько лет проработал техником в аэропорту, обслуживал самолёты – и не оставлял мысли о полётах. Готовился, учил – и поступил в академию гражданской авиации в Ленинграде, одним из ста человек со всего Советского Союза.

Учёба была сложной, добавились и личные трудности – у Владимира, в отличие от однокашников-вчерашних школьников, взрослого человека, уже была жена, родился первый ребёнок. Нужно было как-то устроить их в Ленинграде и зарабатывать на жизнь – будущий пилот разносил телеграммы, работал дворником, ночами делал ремонты и при этом успевал осваивать учебную программу. И вот заветный диплом в руках, впереди – практика и, наконец, полёты и работа штурмана. Всё это Владимир Гасоян рассказал школьникам, собравшимся в актовом зале 14-й школы, посоветовав никогда не сдаваться, если есть цель и мечта.

Ад в небе

Эта установка, наверное, помогла Владимиру Гасояну в день, разделивший жизнь его и его товарищей на «до» и «после» – 18 ноября 1983 года, когда группа террористов попыталась угнать самолёт в Турцию.

«Мы должны были лететь из Тбилиси в Батуми, потом в Киев и в Ленинград. Сложная работа, напряжённая – три взлёта, три посадки. Погода была плохая, облачность сильная, но беды ничего не предвещало, обычный рейс, – рассказал В. Гасоян. – Я как штурман сидел в отдельном отсеке в кабине пилотов, а он закрывался шторкой – обычный такой кусок ткани. И вот я всегда эту шторку во время полёта задёргивал, чтобы лучше сосредоточиться. А ни один штурман, кроме меня, так не делал. Меня даже немного недолюбливали за это – вот, игнорирует нас. Было и ещё одно правило, которое уже меня удивляло, – перед каждым рейсом нам, экипажу, выдавали пистолеты. Зачем, думаю, мы ж не военные, просто пассажиров возим. Но раз надо, значит, надо, и оружие всегда у нас было в кобуре на поясе.

Кроме экипажа, в том рейсе был с нами проверяющий – иногда их посылали из управления, чтобы проследили за нашей работой. Он стоял в дверях, все остальные – на своих местах. Через несколько минут мы уже собирались садиться в Батуми, но диспетчер сказал: погода сложная, летите на запасной аэродром. И мы вместо снижения вновь набрали высоту. В этот момент я услышал какие-то хлопки, закричал наш проверяющий. Я выглянул в щель между шторками – дверь нараспашку, в кабину врываются двое амбалов (они реально здоровые были, высокие, молодые), и у них пистолеты в руках. Я в первый момент подумал, что это какой-то розыгрыш.

Они подскочили к пилотам, сорвали с них наушники. Всё внезапно произошло, пилоты не успели вытащить пистолеты. И тут в кабину вошёл наш бортинженер, безоружный – кто вы такие, что вам надо? И один из бандитов в него выстрелил. Это я уже своими глазами видел. И тут до меня дошло, зачем нам выдают пистолеты. А ещё понял, что они меня не видят за шторкой. Тем временем бандит опять приставил пистолет к виску пилота и говорит: лети в Турцию, а то мы и вас застрелим. Глупость какая-то, думаю, кто тогда самолёт поведёт? Что делать: если стрелять из щели между шторками, можно промахнуться, а если открою их, то и выстрелить могу не успеть. Всё-таки выстрелил сначала из щели, в того, кто был прямо передо мной; он упал. А второй стоял за пилотом, мне были видны только плечи и голова; я прицелился и выстрелил. Ранил, он убежал из кабины. Но мы не могли закрыть дверь – там лежал убитый бандит. А из салона к нам бежали ещё террористы. Началась настоящая война. Пилоты отстреливались, сначала из своих пистолетов, потом взяли мой, а я в это время сообщал диспетчеру о случившемся, выполнял его указания, чтобы не столкнуться с другим самолётом, проверял, где мы находимся, на какой высоте. В какой-то момент мы расстреляли все патроны, а дверь продолжала быть открытой, мы никак не могли вытолкнуть тело из кабины. И мы даже не знали, сколько террористов среди 57 пассажиров. Тогда мы начали бросать самолёт вверх-вниз, чтобы преступники, которые продолжали стрелять и рваться в кабину, падали с ног. Перегрузки были такие, что у самолёта могли крылья отвалиться. Но тут к нам пришла бортпроводница, Валя Крутикова, плачет, говорит: у них гранаты, они взорвут самолёт, если вы не полетите в Турцию. Валя тогда осторожно вытащила тело убитого, мы закрыли и заперли дверь».

Урок от героев

Дебют группы «Альфа»

Бортпроводница Ирина Химич в это время была в салоне. Рассказ её был немногословен, видно, что ей до сих пор тяжело вспоминать тот день.
«Мы не ожидали такого в мирное время. Преступники положили всех пассажиров на пол. Валю схватили, повели к кабине экипажа, те увидели Валентину и открыли дверь. Когда пилоты стали отстреливаться, бандиты схватили меня, прикрылись и начали стрелять у меня с плеча в сторону экипажа. Нас нещадно били, я несколько раз теряла сознание. Когда кабину удалось закрыть, преступники стали спрашивать, куда мы летим? Мы отвечали: в Турцию! Но я понимала, что мы летим на базу, нас уже прижимали к земле истребители, которые подлетели нас сопровождать. И я поняла, что нас, скорее всего, убьют.

Когда самолёт сел в Тбилиси, один из преступников застрелился. Двое были ранены, одного Володя убил. Один, кто сидел в багажном отделении, застрелил Валентину. И во время полёта они убили одного пассажира на моих глазах. Угрожали пассажирам, матерям, у которых плакали дети, – говорили, если не замолчат, мы им уши отрежем и заставим съесть. Когда мы сели, я даже не помню, как мне удалось выскочить из самолёта, пока он ещё двигался по взлётной полосе. Я получила тяжёлые травмы, у меня была потеря памяти. Меня нашли военные, привезли в госпиталь, и я смогла рассказать, где преступники, всё расположение, подробности, какое оружие. Потом мои данные помогли группе «Альфа» освободить пассажиров».


Местные силовики опасались штурмовать самолёт – всё-таки ситуация исключительная, внутри заложники. Поэтому террористам сообщили, что пришлось сесть для дозаправки, а вместо этого, наоборот, слили топливо – чтобы, если бандиты всё-таки взорвут гранаты, не произошло пожара. И дождались из Москвы группу «А» (будущую «Альфу»), которая взяла самолёт штурмом без единого выстрела.

Тогда погибли бортинженер, бортпроводница и два пассажира, раненый проверяющий чуть позже скончался в госпитале. Несколько пассажиров и оба пилота были ранены. Выжившие члены экипажа долго восстанавливались после ранений, особенно Ирина Химич. Впоследствии она была награждена орденом Красной Звезды, Владимир Гасоян и командир экипажа стали Героями Советского Союза. «А мне даже в голову не приходило, что меня могут наградить, – признался Владимир Бадоевич. – Думал, что меня, наверное, будут судить и посадят в тюрьму за то, что я человека убил. Но меня сразу успокоили, сказав: ты не человека, ты террориста убил. Но и о награде не думал – я выполнял свой долг».
Из семи террористов выжили пять, и впоследствии один умер ещё до суда, трое (и их идейный руководитель, не участвовавший в захвате) были расстреляны, единственная женщина получила большой срок заключения.

Не о тех снимают фильмы

История – готовый сценарий фильма о настоящих героях. Мирных людях, которые совершенно не готовились к жестокому нападению, но в нужную минуту сумели дать отпор вооружённым отморозкам. К сожалению, художественный фильм сняли не про них, а про «бедненькую» «золотую молодёжь», убийц, угнавших самолёт. «Заложники» даже получили призы на каком-то кинофестивале, но народ оценил творение правильно, фильм в прокате провалился.

Тем ценнее уникальная возможность, которую предоставили школьникам администрация Коврова, организовавшая встречи, и руководитель патриотического проекта «Мы в ответе за нашу Победу, мы в ответе за нашу страну» Людмила Петрова, которая пригласила Героев. 28 ноября такие «Разговоры о важном» прошли также в 21-й и 22-й школах. Там ребятам рассказали о своей работе ветераны группы «Альфа», в том числе её первый командир Геннадий Зайцев. Из первых уст услышать честный рассказ и получить совет на будущее от настоящего Героя – наверное, самое мощное патриотическое воспитание.

Ольга Абрамова



Оставить комментарий