22.09.2015, 13:27

Д. Липсман о ЗиДе, КОРДе и 100-летнем юбилее

Шесть лет назад в календаре появился еще один праздник. Это День оружейника, который отмечается 19 сентября. Для Коврова этот праздник особенно важен, поскольку наш город, наравне с Тулой и Ижевском, считается оружейной столицей России. В прошлом году Ковров был федеральной площадкой проведения праздника. В преддверии Дня оружейника мы решили подготовить материал с представителем топ-менеджмента ОАО «ЗиД», кузницы стрелкового и ракетного оружия России. Дать интервью нашей газете любезно согласился первый заместитель генерального директора завода им. В.А. Дегтярева Давид Липсман (на фото), проработавший на заводе около 50 лет.
Д. Липсман о ЗиДе, КОРДе и 100-летнем юбилее
– Давид Лазорович, до 2020 года действует государственная программа вооружения. Какова доля оборонного госзаказа в объемах производства завода? Как она изменилась с введением этой программы?
– Программа эта действует с 2010 года. Начинали мы с 5% гособоронзаказа. За это время он, можно сказать, вырос в разы. Сейчас эта доля – 15%, но тенденции для дальнейшего роста нет. Государственный заказ не был для нас основным источником дохода. Этим источником является экспорт, «зона рискованного земледелия». Сегодня он есть, завтра – нет. Но, с другой стороны, у нас такая номенклатура, что он всегда стабильно имеется. Экспорт в разные годы составлял 60-80% выручки.
– Глава корпорации «Рос тех» С. Чемезов, посетивший КЭМЗ, утверждает, что после 20-го года государство не будет тратить столько средств на оборонку. Поэтому руководителям предприятий нужно думать об увеличении доли гражданской продукции. Каково мнение руководства ЗиДа по этому вопросу? Каково видение перспектив завода после 20-го года?
– Тяжело найти востребованную гражданскую продукцию. После такого роста доллара это уже «хотелки». Люди больше думают о еде, чем о мотоциклах. Но гражданскую продукцию мы не бросаем, поддерживаем. Занялись гражданским оружием. Сейчас такое производство эффективнее мотопроизводства. На базе боевого оружия, снятого с производства, выпускаем охотничье оружие. Убираешь автоматическую стрельбу – получаешь охотничий ППШ, АВТ-40, вплоть до охотничьего пулемета Максима. Конечно, забирали его не охотники, а коллекционеры. Престижно иметь в коллекции Максим или пулемет Дегтярева.
У нас происходит конверсия наоборот, с гражданки на оборонку. Мотопроизводство подключилось к оборонке. Их конструктора занимаются робототехникой. Периодически такие переходы случаются. У нас завод гибкий, имеет возможность маневра. Достаточно вспомнить, что в атомном производстве выпускали прицепы и четырехколесники, в стрелковом производстве – швейные машины (у них «скорострельность» была как у авиационных пушек). Что будет после 20-го года? В заводе будет так же, как и в стране. Стране будет хуже – нам будет хуже. Не бывает в несчастной стране счастливых заводов.
– Ковровчане знают, что на ОАО «ЗиД» развиваются ракетное и пушечно-стрелковое виды вооружения. На слуху Игла, Корнет, Печенег, КОРД. Какие образцы являются приоритетными, востребованными на рынке? Ведутся ли разработки новых образцов по этим направлениям? Осваиваются ли новые направления?
Д. Липсман о ЗиДе, КОРДе и 100-летнем юбилее
– За два последних года у нас обновилась вся линейка ракет. Все противотанковое управляемое оружие сегодня у нас. Два ракетных производства дают нам 60% всех объемов. Из их продукции востребован переносной зенитный ракетный комплекс «Верба», противотанковая управляемая ракета «Атака» (вертолетный вариант). Не «унывает» и «Корнет». Ежегодно на экспорт идет 100-150 вертолетов. Поэтому мы возобновили производство авиационной пушки ГШ-23, выпуск которой прекратили в 1992 году. «Стрелкотню» (стрелковое оружие) у нас никто не отнимал. Но, как и мото, это производство скорее престижное, чем прибыльное. Золотые яйца не несет, на экспорт в больших количествах не идет. Новым для нас является направление, развиваемое совместно с ВНИИ «Сигнал»: системы управления огнем, топопривязка. Под «сигнальское» направление мы организовали новое производство. В некоторые годы его объемы сопоставимы со стрелково-пушечным производством.
– Когда велись работы по боевой экипировке «Ратник», много говорилось о ковровских автоматах со сбалансированной системой автоматики (АЕК). Предполагалось, что они войдут в состав этой экипировки. Соперником ковровского автомата был новый образец автомата Калашникова. После всех испытаний выбор пал на АК. Почему проиграл АЕК?
– Никогда наш автомат не проигрывал. Он выиграл. А новый АК еще не прошел все испытания. Другое дело, что мы не можем позволить себе массовое производство, 100 тысяч единиц в год. Для этого нужно строить новый завод, вложить десятки миллиардов. Таких капитальных вложений мы не осилим.
Наше стрелковое производство приспособлено под мелкую серию (до 5 тысяч в год). Вообще, в «Ратнике» было пять образцов нашего оружия, которые прошли государственные испытания. По снайперской винтовке калибра 12,7 мм выполняем в этом году госзаказ. По двум образцам пулемета «Печенег» оформляется госзаказ, поставка предполагается в следующем году. Готовится контракт на опытную эксплуатацию (50-100 штук) автоматов калибра 5,45 мм и 7,62 мм. Мы его позиционируем, как автомат для разведки и спецназа. Он сложнее и дороже, но и результат совсем другой. Для массовки он не подходит. К слову, все вооружение на танке «Армата», кроме большой пушки, тоже наше.
– Во время одного из визитов Д. Рогозина на завод говорилось о создании лаборатории боевых роботов на предприятии. Есть ли подвижки в этом направлении?
– После закрытого показа в Нижнем Тагиле Дмитрий Рогозин в интернете опубликовал видео о разборках хороших железных парней с плохими парнями. В качестве хороших парней выступают два радиоуправляемых боевых комплекса «Нерехта»: разведчик и ликвидатор. Один обнаруживает противника, другой уничтожает цель. Наш завод является одним из разработчиков данного комплекса.
– Какие страны мира имеют договорные отношения на поставку продукции ОАО «ЗиД»?
– Идет расширение южно-американского рынка. Сначала Никарагуа, потом Венесуэла, Перу, Бразилия. По африканским странам рынок то увеличивается, то уменьшается. Сейчас поставки осуществляются в основном на север. При Каддафи были отношения с Ливией, теперь их не стало. Нестабилен Иран, но осталась Сирия. Хороший контракт по стрелковому оружию был с Финляндией.
– Говорилось о том, что «лицом с рекламного плаката» завода станет актер Стивен Сигал. Насколько удался этот проект?
– Рогозин его и в Ижевск возил. Это лицо для ЗиДа, как рекламный бренд, не планировалось. Нам важнее другая реклама – участие в хороших оружейных выставках, которые посещают специалисты. А вот в рекламе мотовездеходов или гражданского оружия Стивен был бы авторитетом.
– ОАО «ЗиД» – это уникальная школа конструкторов-оружейников. Но какой бы она ни была в прошлом, очень важно, какой она станет в будущем. Молодежь уезжает из города и не возвращается. Есть ли проблемы у завода с молодыми кадрами, особенно в части конструкторско-технологического блока? Какие меры принимаются, чтобы молодежь оставалась на заводе?
– Особых проблем с молодыми кадрами нет. Но те времена, когда приезжали из бауманки или военмеха уже не вернешь. Каждый год мы принимаем на работу человек 50-60 молодежи. Оседает где-то 15. Год-два молодой специалист получает среднюю зарплату по заводу (доплата 30-50%), но за это время ему нужно проявить себя, получить категорию. Иначе на третий год он будет зарабатывать меньше, чем в первый год. По настоящему жаль, когда уходят ребята, отработавшие 3-4 года, прошедшие заводскую школу конструирования. С такой подготовкой они востребованы и в Коврове, и в Москве. Но людей можно понять: таких денег, как в Москве, они здесь не заработают. Правда, если пахать и к 30-40 годам стать ведущим или начальником бюро, можно получать как москвичи.
На производственных практиках студентов учим работать на программных станках. Здесь можно сразу зарабатывать в два раза больше, чем рядовой инженер. Правда, выпускник должен понимать, что дальше он пойдет по управленческой линии (мастер, бригадир). Конструктором он уже не станет.
– Известны такие образцы оружия, как ДП (пехотный пулемет Дегтярева), ППШ (пистолет-пулемет Шпагина), СГ (станковый пулемет Горюнова). Современные образцы носят отвлеченные названия («Каштан», «Печенег»). Неужели сейчас нет новых имен конструкторов-оружейников?
– У нас разработана линейка стрелкового оружия «КОРД» – «Ковровские оружейники-дегтяревцы». Есть пулемет с таким названием, снайперская винтовка «КОРД». Будем выпускать автомат – тоже будет «КОРД». Мы раскручиваем этот бренд, который обозначает работу всего конструкторского коллектива. А все имена разработчиков указаны в патентах.
– Учитывая, что на праздновании Дня города, в частности в шествии, ОАО «ЗиД» не принимал участия, создается впечатление, что руководство завода и руководство города не находят общий язык. Насколько это соответствует действительности?
– Принципиальных разногласий с администрацией города у нас нет. Но мы считаем, что деньги важнее тратить на дороги и тротуары, чем на фейерверки. У нас тоже ежегодно бывает день завода, но мы собрание проводим каждый год, а празднуем раз в пять лет. Чтобы провести День города, достаточно организовать общее собрание, вручить грамоты, провести концерт. Не совсем понимаю, зачем каждый год делать шествие.
– Приподнимите завесу тайны. Как завод планирует праздновать свой столетний юбилей?
– Мы уже два года проводим подготовительные работы. Отремонтировали дворец культуры, завершаем ремонт стадиона, заасфальтировали дорожки в парке, перед ним, наводим порядок на территории завода. Готовятся к выпуску две книги: «Штрихи истории» и книга-фотоальбом, в которой каждый из работников завода (более 10 тысяч человек) сможет найти свое фото. Будет собрание, гости и гуляния в парке. Может, и фейерверк будет. Раз в сто лет имеем право.
Евгений ПРОСКУРОВ

Оставить комментарий
Молодцы ЗиДы, все по делу! Работать так работать, праздновать так праздновать. Деньги на ветер не бросают, потому как сами зарабатывают, а в бюджет как пришли, так и ушли! У ЗиДов надо рачительности учиться, вот бы кого из них в мэры!